Грачев Н.Н. – проректор по информатизации МИИР
Программное обеспечение для ЭО HTML страницы сложные системамы управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems) Средства организации электронного обучения авторские программные продукты (Authoring Packages) системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS) системы управления контентом (содержимым учебных курсов) (Content Management Systems - CMS) системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS)
Функциональность Надежность Стабильность Стоимость Наличие или отсутствие ограничений по количеству лицензий на слушателей (студентов) Наличие средств разработки контента Поддержка SCORM (Sharable Content Object Reference Model) Система проверки знаний Удобство использования Модульность Обеспечение доступа
стандартизация форматов хранение и поиск учебной информации стандартизация принципов построения систем управления обучением стандартизация форматов обмена данных стандартизация информации об участниках учебного процесса стандартизация элементов образовательного контента учебных материалов стандартизация форматов и принципов разработки учебных материалов (УМ).
коммерческие LMS\LCMS свободно распространяемые LMS\LCMS eAuter Битрикс: Управление сайтом ( 8000 $) NetCat ( 1200 $) inDynamic 2.3 ( 9000$) «Amiro.CMS» (500 $) Система "Прометей" (3000 $) E-University коммерческие LMS\LCMS Система дистанционного обучения "Прометей" может официально использоваться в любых, в том числе учебных и государственных, организациях, так как имеет сертификат "Росинфосерт" о соответствии требованиям, предъявляемым к программным средствам систем дистанционного обучения нормативным документом СТУ Данный нормативный документ подписан совместно уполномоченными ответственными лицами Министерства образования РФ (Управление информационных технологий в образовании) и Министерства РФ по связи и информатизации (Департамент информатизации). Цена базового пакета от $3000. свободно распространяемые LMS\LCMS ATutor, Claroline, Dokeos, LAMS, Moodle, OLAT, OpenACS, Sakai.
ATutorClarolineDokeosLAMSMoodleOLATOpenACSSakai Текущая версия (2006)1.7.8 (2006)1.8 (2006)2.0(2006)1.6.2(2006)4.1.4(2006)5.0.3 (2006)2.2.2 (2006) ЛицензияGPLGNU/GPL Open SourceGNUOpen SourceGNUECL Количество пользователей Рейтинг трафика (alexa.com) 103,52798,77161,355517,7228,091561,64756,756128,842 Популярность по версии (google.com) Многоязыковой интерфейс Да (более 30 языков) Да (34 языка)Да (19 языков)Да(54 языка)Да (8 языков)НетДа(10 языков) Поддержка русского языка Да нетчастичноДаНет Да Поддержка SCORMпланируется в 2007Да нетда нетда Поддержка IMSпланируетсяДа нетда нетда Структура ядро+набор модулей монолитная ядро+набор модулей монолитнаяядро+набор модулеймонолитнаямодульная ядро+набор модулей Возможность расширения Да за счет внешних модулей зависит от разработчиков Да за счет внешних модулей зависит от разработчиков Да за счет внешних модулей зависит от разработчиков Да за счет внешних модулей Дополнительное ПО Apache, MySQL, PHP Apache, JBOSS, Tomcat, MySQL Apache, MySQL, PHPJava SDK AOLServer,Oracle, PostgreSQL MySQL, Oracle Платформа Windows, Linux, Unix, MacOS Windows, MacOS Windows, Linux, Unix, MacOS Linux, Unix Windows, Linux, Unix, MacOS Система тестирования да Поддержка внешних тестов нет да нетда Надежность сервера (0-5 баллов) Стабильность сервера (0-5 баллов) Ограничение на количество слушателей нет20000нет Среда разработки учебного материала встроенная Система проверки знаний тестытесты, упражнениятесты тесты, задания, семинары, активность на форумах тесты, заданиятесты тесты, задания, активность на форумах Система отчетностислабо развитасредне развита слабо развита развита, постоянно развивается слабо развита развита, постоянно развивается
Системы с открытым кодом позволяют решать те же задачи, что и коммерческие системы, но при этом у пользователей есть возможность доработки и адаптации конкретной системы к своим потребностям и текущей образовательной ситуации. Современные тенденции развития рынка OpenSource LMS\LCMS направлены в сторону универсализации и увеличения функциональности систем. Использование коммерческих систем управления электронным обучением не доступно большинству отечественных вузов по причине их высокой стоимости и необходимости продления лицензии на каждый учебный год. Системы с открытым исходным кодом позволяют реализовать тот же набор возможностей, что и коммерческие с существенно меньшими затратами и большей эффективностью. Проведенный анализ показал, что системы LMS\LCMS «Moodle» и «Sakai» представляют собой оптимальную платформу для реализации на их основе проекта «Виртуальный национальный университет».
ПЕРЕПИСКА ОДНОСТОРОННЕЕ ВЕЩАНИЕ ДВУХСТОРОННИЙ ИНТЕРНЕТ E-Learning МОБИЛЬНЫЕ ИКТ M-Learning U-LEARNING WEB 2.0 KM 2.0 Knowledge Industry, knowledge management E-Learning industry Knowledge Industry Заочная форма обучения, УКП, переписка, комплексы Одностороннее вещание, ЦТ Двусторонний интернет, нет библиотеки дома КПК, телефон, смартфон, доступ к интернету Всеохватывающее, вездесущее, умный дом, интеллект. дом, любой курс Процесс генерирования знаний, управление знаниями LMSCMSLCMS ECMS