Семейные традиции и способность ребёнка трудиться.
Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия. К.Д.Ушинский
Вопросы для обсуждения: -труд и его значение в жизни ребёнка, -значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребёнка, -трудовые усилия ребёнка и их оценка в семье.
Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умении иметь семью и быть счастливым. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать ночами, качая своего ребёнка – такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на одиночество и страдание, не приучая их в детстве постоянно трудиться?
Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?
Анкета для родителей: -любит ли ваш ребёнок трудиться? - что он любит делать по дому? - может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью? - как долго может трудиться ваш ребёнок? - работа выполняется увлечённо или неохотно? - контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы? - поощряете ли вы ребёнка за выполненную домашнюю работу? - наказываете ли вы ребёнка, если он выполнил работу плохо? - интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни класса? - считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни класса и школы?
Итоги анкетирования родителей. Любит ли ваш ребёнок трудиться? Любит ли ваш ребёнок трудиться? Да - 7 Нет –2 не всегда -2 иногда -1 не отказывается -1 Да - 7 Нет –2 не всегда -2 иногда -1 не отказывается -1 Что он любит делать по дому? Что он любит делать по дому? -мыть посуду -3 -ухаживать за животными -2 уборка дома, двора -2 -мыть посуду -3 -ухаживать за животными -2 уборка дома, двора -2 -пылесосить -3 -мыть пол -1 -готовить -1 всё -1 -пылесосить -3 -мыть пол -1 -готовить -1 всё -1 Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью? Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью? Да - 11 нет – 1 иногда -2 Да - 11 нет – 1 иногда -2 Как долго может трудиться ваш ребёнок? Как долго может трудиться ваш ребёнок? До 30 минут -3 пока не надоест -2 не долго -3 недолго -2 2часа -1 До 30 минут -3 пока не надоест -2 не долго -3 недолго -2 2часа -1 Работа выполняется увлечённо или неохотно? Работа выполняется увлечённо или неохотно? Увлечённо – 9 когда как -4 Увлечённо – 9 когда как -4 Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы? Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы? Да -10 иногда -3 Да -10 иногда -3 Поощряете ли вы ребёнка за выполненную домашнюю работу? Поощряете ли вы ребёнка за выполненную домашнюю работу? Да - 10 нет –3 Да - 10 нет –3 Наказываете ли вы ребёнка, если он выполнил работу плохо? Наказываете ли вы ребёнка, если он выполнил работу плохо? Да – 5 нет –8 Да – 5 нет –8 Интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни класса? Интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни класса? Да - 13 нет – Да - 13 нет – Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни класса и школы? Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни класса и школы? Да - 13 нет - Да - 13 нет -
Дома я: всегдачастоиногданикогда Убираю свою постель Убираю свою комнату Мою посуду Хожу в магазин Стираю мелкие вещи Помогаю в уборке квартиры Умею кое-что готовить Помогаю родителям по их просьбе во всех делах Анкета для учеников:
Итоги анкетирования учеников. дома я… всегдачастоиногданикогда Убираю свою постель Убираю свою комнату Мою посуду Хожу в магазин Стираю мелкие вещи Помогаю в уборке квартиры Умею кое-что готовить Помогаю родителям по их просьбе во всех делах
Полноценному воспитанию ребёнка способствует труд. В труде проявляются особенности поведения ребёнка – активность, стремление к самостоятельности. Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками. Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребёнка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие. Основная цель домашнего труда ребёнка – воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим. Воспитательное значение труда обусловлено в значительной степени возрастными особенностями младших школьников. Подражание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности.
Воспитательное значение труда обусловлено в значительной степени возрастными особенностями младших школьников. Подражание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности. Присущие детям младшего школьного возраста подвижность, готовность к действию, познавательная активность также способствуют привлечению детей к труду. Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их реакции. В связи с этим необходимо предлагать ребятам разнообразные виды труда, поддерживать стремление к работе и веру в успех. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.
Виды положительной мотивации труда. Положительная мотивация примеринтересдолг
Трудолюбие, положительное отношение к труду взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет нужно приучать ребёнка планировать свою деятельность. Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определённые обязанности без напоминания взрослых.
Советы родителям: - как можно раньше приобщать ребёнка к труду, самостоятельной деятельности, самостоятельному мышлению. - реализовывать воспитательную функцию труда, стремиться сделать труд детей осмысленным и одухотворённым заботой о людях. - использовать игру-труд как средство развития активности детей. -учитывать возможности и желания детей. - обучать ребёнка выполнению трудового задания. - практиковать в семье совместный труд детей и взрослых.
Памятка для родителей: Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок? Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок? Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться? Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться? Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем? Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем? Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека? Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?