Работу выполнили: Долганин Никита И Машинец Андрей
Почетное место в общественной жизни деревни занимала помощь односельчанам, оказавшимся в трудном положении. Частично такая помощь шла через мир, существовала соседская и родственная взаимопомощь.
В Сибири крестьяне владели землей наследно и имели возможность распоряжаться ею: сдать в аренду, продать. При этом верховным собственником оставалась государство. "Мир" занимал в земельных делах промежуточное положение между крестьянином и государством. Ему надо было соблюсти интересы, как отдельного крестьянина, так и общины в целом. В Сибири было распространен вольный захват земли. Устанавливался в ряде мест "запашный день", когда устраивались бега на гриву. Кто первый добегал, тот гриву и пахал.
"Запашные дни": это бег на лошадях на вольные луга, где травы были лучше в несколько раз, чем на обычных лугах. В Сибири общины земли между крестьянами не переделивали; всякий избирает место для обработки земли, где ему удобнее и где почва плодороднее. При выходе из общины крестьянин терял право на землю.
Крестьянская семья - это еще и коллектив совместно хозяйствующих людей. Во главе семьи стоял большак. Его главенство признавали все члены семьи. Большаком становился самый старший. Большак поступает самостоятельно, но по существенным вопросам он советуется с некоторыми членами семьи. В женской половине распоряжалась "большуха".
Большак вечером распределял работу на завтра. Если в семействе не было отца, то члены семьи выбирали в большаки брата или дядю. Если семья недовольна своим большаком, то она может сместить его, а в случае спора обратится к обществу. Если женщина приносила в семью приданное, то она могла получать доход со своего приданого (земли). Родители всегда обеспечивались, а также дочери, после смерти родителей и другие члены семьи.
Общественное мнение крестьян высоко оценивало трудолюбие, как важнейшее качество человека. Оно воспитывалось в крестьянских детях с малых лет. Но дело не только в том, что дети, наблюдая за занятиями взрослых, подражали им. Было и целенаправленное обучение, задачи которого вполне осознавались крестьянами. В 1772 году одна крестьянка, вдова Томской губернии объявила в судной избе, что имеет при себе сына Федора, коего хлебопашеству и домовому заведению научить некому и поэтому просила разрешения переселится к деверю (брату мужа), т.к. трудовое обучение мальчиков было обязанностью мужчин. Мальчиков приучали к работе с 9-ти лет - стеречь лошадей, пригонять гусей.
С 11 лет обучали езду верхом, участвовать в бороне пашни. На 14-ом году учили пахать, поручали водить лошадей в луга. На 17-ом году юноши учились косить. В 20 лет считались полноценными работниками. Параллельно обучались и ремеслам, вить поводки для лошадей, плести лапти. Девочек учили домашнему мастерству: прясть, вышивать, шить, ткать. В лет учили доить корову, работать на сенокосе. К 18 годам она становилась полноценной работницей. Умела и печь и стряпать. Крайне резко осуждали лень, недобросовестное отношение к труду. В играх крестьянские дети очень точно подражали разным видам работ. Тем, кто к определенному сроку не научился положенному делу награждали обидным прозвищем: непряхами, безлапотниками. Духовной основой трудолюбия служило представление о том, что труд благословлен Богом.
Непременным свойством человека, отвечающего нравственному идеалу подавляющего большинства крестьян, являлась вера. Судили о ней и по аккуратному посещению церкви, но главное по соблюдению нравственных норм в целом.
Святки. Время от Рождества до Крещения называется святками. Оно выделялось духовным подъемом в церковных делах и праздничным в мирских. Примечательной чертой праздника было колядование или славление. Ходили группами от двора к двору, исполняли песнопения, посвященные Рождеству, величали хозяина и хозяйку. Хозяева угощали славельщиков. Колядовали, в основном, молодежь и дети. Для некоторых районов было характерно ряженье.
Делали различные маски и ходили по деревне. Вечером были характерны игры в избе. Праздничные песнопения ряженными не исполнялись, зато ими давались театральные представления. Вечером молодежь собиралась в избу и под песни гадала: на блюдо клали перстни, наперстки и другие мелкие вещи. В блюдо наливали воду. Под песню вынимали свою вещь, это было ответом в гаданье.
Пасха. Святость этого праздника была велика, поэтому развлекательная его часть проходила тише. Бытовала игра крашеными яйцами. Троица. Завивание венков в Троицын день и развивание венков через неделю, бросание их в реку и гадание по ним. Вождение хороводов. Накануне Троицына дня в домах чисто убирали, в доме и перед ним ставили березки, пол устилали травой. "Березко", "Колосок" и другие игры на Троицу.
Все эти игра создаваемым многими поколениями, сохраняемые коллективно они впитывали в себя особенности крестьянского сознания - глубокую связь с природой и земледелием.
С Пасхи до Петрова дня молодежь водила хороводы. Девочки ходили в хоровод с лет, но полноправными его участниками становились в 16 лет. Мальчики с 13 лет или с лет, в зависимости от традиций данной местности. Допускались дети и 8-10 лет, но они были зрителями и рано уходили домой. Могли приходить на хороводные игры и молодожены. Водили хороводы за деревней, либо на особом месте в самой деревне, а иногда и просто на деревенской улице у ворот девушки, которая была "царицей" в хороводе.
Хороводных игр было много; их отличало искреннее веселье, отсутствие принужденности, чопорности, натянутости