Пивсаева Полина Васильевна 8 «А» класс МОУ СОШ Шушенского района3 Герб Шушенского района
Когда попадаешь в Шушенское или из по- азиатски бойкого Абакана, или из совсем уж столичного многонаселенного Красноярска, этот «поселок городского типа» (таков его официальный статус) сначала поражает своей безжизненностью. Заросшие площади, лесные кущи, гигантские пустыри все это в самом центре Шушенского. Но постепенно начинаешь понимать, что это не столько безжизненность, сколько заброшенность. Так какова же история моего несколько непримечательного, но в тоже время общеизвестного родного посёлка?
Свое название оно получило в 1744 году, когда на берег реки Шуши пришли и остались жить русские казаки
Сегодня уже не в Богом и людьми забытой деревеньке, а пусть в небольшом, но чистом и зеленом городке живут больше 20 тыс. человек. Но зато туристов – и соотечественников, и иностранцев – он принимает до 240 тыс. в год. Главная приманка – историко- этнографический музей-заповедник «Шушенское» и фестиваль этнической музыки
Так уж получилось, что в XIX веке чуть ли не главными здешними обитателями стали политические ссыльные. Кого только сюда не отправляли – декабристов, народников, социал- демократов. Расчет был очень верным – в сибирской глуши, при полном отсутствии цивилизации, тех же книг, например, этим поборникам справедливости становилось вовсе не до политики и борьбы. От тоски и безделья многие спивались или сходили с ума
Многие, но только не вождь мирового пролетариата – Владимир Ульянов. Именно благодаря его вынужденному проживанию в Шушенском с мая 1897 года по январь 1900-го село в советские годы тщательно благоустроили, а в 1970 году торжественно открыли мемориальный музей-заповедник «Сибирская ссылка В. И. Ленина». В наши дни бытие этого человека уже не является главной темой экскурсий по музею. Хотя оба дома, в которых Владимир Ильич жил сначала один, а потом с женой Надеждой Константиновной, поддерживаются в прекрасном состоянии. Как снаружи, так и внутри
Сегодня музей приглашает туристов вернуться в прошлое и окунуться в атмосферу XIX века. И это совсем несложно сделать. Дело в том, что устроен он не совсем обычно для подобного рода музейных экспозиций. Ничего, ни небогатые крестьянские дворы со всем их содержимым, ни добротные купеческие дома, ни торговая лавка, ни здание волостного правления никогда не свозились из соседних деревень. Обустраивая заповедную территорию, сельчан просто переселили в новые дома, а в их нетронутых преобразованиями жилищах организовали экспозиции, рассказывающие о быте, обычаях, обрядах и ремеслах, существовавших в Сибири в те далекие времена. Восстановили лишь тюрьму, разобранную по бревнышку еще задолго до появления замысла об увековечивании памяти Ленина. Поэтому, прохаживаясь по деревенским улицам, не ощущаешь никакой «музейщины» в худшем смысле этого слова