Художественная культура х гг. века Человеческие характеры и их поступки, столкновения могут стать музыкой, но абстрактное слово никогда! Дж. Верди
Музыку, самое абстрактное, самое «романтичное» из всех искусств, подчас трудно причислить к каким-то конкретным методам, течениям, направлениям. Тем не менее, как и все искусства, она тесно связана с жизнью с ее событиями и проблемами, идеями и идеалами и, как и все искусства, она подчиняется общим закономерностям художественного развития. Если говорить о реализме в музыкальном искусстве, то его происхождение, безусловно, имеет глубокие корни, находящиеся в правдивом и верном выражении человеческих чувств и мыслей через интонацию, мелодию, темп, ритм.
Музыкальный реализм 3050-х гг. XIX в., вышедший из музыкального романтизма и унаследовавший завоевания реализма эпохи Просвещения, был очень тесно связан с общественной жизнью того времени. Ярче, чем в творчестве других зарубежных композиторов, реалистические тенденции проявились в оперной музыке итальянского композитора Дж. Верди.
Он цветок своей почвы. Он голос современной Италии... Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями; Италии смелой и пылкой до неистовства. А.Н. Серов о Верди
(полное имя Джузеппе Фортунато Франческо) итальянский композитор. Мастер оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы. Родился 10 октября 1813, в Ле Ронколе, близ Буссето, Пармское герцогство. Скончался 27 января 1901, в Милане.
Джузеппе Верди родился в глухой итальянской деревушке Ле Ронколе на севере Ломбардии в крестьянской семье. Необычайная музыкальная одаренность и страстное желание заниматься музыкой проявились у ребенка очень рано. До 10 лет Джузеппе учился в родной деревне, затем в городке Буссето. Знакомство с купцом и любителем музыки Барецци помогло получению городской стипендии для продолжения музыкального образования в Милане.
«Юность моя была сурова», вспоминал впоследствии композитор. Действительно, с детских лет Верди проходил суровую школу труда и лишений, закалившую его характер. В дальнейшем ему пришлось многое испытать в своей долгой жизни: смерть любимой жены, детей... Но сильный характер помог пройти все испытания судьбы. Портрет Маргариты Бареззи Верди, жены Джузеппе Верди
Музыка всегда была главным в жизни Верди. Особенно привлекала его опера, чрезвычайно популярная в Италии того времени. Великие музыканты Россини, Беллини, Доницетти внесли в итальянскую оперу дыхание новой жизни, приблизили ее язык к народной музыкальной речи, обогатили ее стиль. Но они не ставили перед собой цели создания музыкальной драмы, продолжая писать музыку на либретто, составленные по принятым трафаретам. А для Верди, начиная с самых первых шагов музыкального творчества, важнейшей частью оперы был сюжет жизненный, волнующий современников. Композитор понял, что именно с либретто с литературной основы надо начинать оперную реформу. Не полагаясь на волю либреттиста, Верди всегда принимал деятельное участие в выборе сюжетов для своих опер, разработке сценариев для них. Прежде всего острые драматические ситуации, раскрывающие человеческие характеры, ценил он в оперном либретто и писал оперу, стремясь музыкой выразить обычные страсти людские.
В 1837 г. Верди дебютировал оперой «Оберто» в театре Ла Скала в Милане. Но первый шумный успех принесла ему написанная в 1842 г. на библейский сюжет опера «Набукко» (или «Навуходоносор»). На премьере при исполнении финальной сцены взволнованный композитор услышал шум, который был готов принять за насмешку. А это восхищенная публика встала как один человек. Великолепная музыка, лучшие певцы! Таких бурных оваций уже давно не было в стенах Ла Скала.«Набукко»
В 50-х гг. были написаны три несомненных шедевра оперной музыки оперы «Риголетто» (1851), «Трубадур» (1853) и «Травиата» (1853).
Контрастность основной музыкально-драматический принцип «Риголетто». Опера построена на резких сопоставлениях света и мрака. Глубокий внутренний конфликт заложен в образе основного героя оперы придворного шута, его трагический образ Верди изобразил с многогранностью, достойной Шекспира.«Риголетто». Опера имела огромный успех. Россини воскликнул: «В этой музыке я наконец узнаю гения Верди». Гюго, на сюжет произведения которого была написана опера, сказал не без зависти: «Если бы я имел возможность в своих драмах сделать так, чтобы четыре действующих лица говорили одновременно и при этом публика различала бы их слова и разнородные чувства, я бы смог достичь не меньшего эффекта».
Опера «Травиата» занимает особое место в оперном творчестве Верди. В ней отсутствует театральная эффектность. Главное передать душевное состояние героини и рассказать о ее трагической судьбе. С большой психологической тонкостью композитор показывает эволюцию образа Травиаты духовное возрождение женщины, совершающей во имя любви подвиг самоотречения.«Травиата»
В 1868 египетское правительство обратилось к композитору с предложением написать оперу к открытию нового театра в Каире. Д. Верди отказался. Переговоры продолжались два года, и лишь сценарий ученого-египтолога Мариетт-бея, основанный на старинной египетской легенде, изменил решение композитора. Опера «Аида» стала одним из его совершеннейших новаторских созданий. Она отмечена блеском драматического мастерства, мелодическим богатством, мастерским владением оркестром.«Аида»
Смерть писателя и патриота Италии Алессандро Мандзони вызвала создание «Реквиема» великолепного творения шестидесятилетнего маэстро ( ). «Реквиема»
Помимо того что Верди писал музыку, в которой нуждался его народ, он много времени уделял общественной деятельности. Будучи членом парламента, Верди разработал проект реорганизации музыкальных учреждений в Италии. В последние годы жизни композитора главной его заботой становится создание дома для престарелых музыкантов... Верди прожил долгую и чрезвычайно плодотворную жизнь, до конца своих дней поражая окружающих неослабевающей остротой ума и непобедимой волей к жизни.
Заслуга Верди заключается прежде всего в том, что он, основываясь на лучших традициях итальянской оперы, создал "реалистическое, насыщенное глубоким драматизмом, психологически правдивое музыкально- театральное искусство".
Верди навсегда останется одним из величайших итальянских композиторов», сказал немецкий драматург Б. Шоу в 1901 г. в год смерти композитора. И вот уже в течение полутора веков не сходят с театральных сцен мира оперы Верди «Риголетто», «Травиата», «Трубадур», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло» опер! В лучших концертных залах и соборах звучит его знаменитый «Реквием»... Оперы: «Риголетто» (1851), «Трубадур», «Травиата» (обе 1853), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы» (для Петербургского театра, 1861), «Дон Карлос» (1867), «Аида» (1870), «Отелло» (1886), «Фальстаф» (1892), Реквием (1874).