Великой Победе посвящается…
Поклонимся великим тем годам…
Я - древний Брест … Над Родиною щит Доверено держать с рожденья мне. Не зря в моем названии звучит Суровый лязг затвора в тишине. Как Пересвет, За честь родной земли Я первым На рассвете принял бой … Из дней, Что на крови моей взошли, Простёрла Слава руку надо мной. БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
МИНСК Война - и грудью на амбразуры И все как один – ребенок, старик Дрались за жизнь, за землю родную И небо само срывалось на крик Война это слово лишь эхом далеким Доносится в наш век молодой Но в тот год седой - сорок четвертый Выживший Минск стал вечно - герой.
КИЕВ
Прекрасный Киев наш На вековечных кручах! Многострадальному - Хвала тебе, хвала! Пускай сияет день, Где ночь, Как смерть, прошла, Пускай блестит весна, Где небо было в тучах!
ОДЕССА Пусть рушатся, хрипя, дома в огне пожарищ, Пусть смерть бредет по улицам твоим, Пусть жжет глаза горячий черный дым, Пусть пахнет хлеб теплом пороховым, Одесса, город мой, Мой спутник и товарищ, Одесса, город мой, Тебя мы не сдадим!
СЕВАСТОПОЛЬ Остановись, прохожий, не спеши: Здесь Севастополь - город бастионов. Его железным воздухом дыши, Чтоб навсегда остаться непреклонным. Все вынести и, опрокинув смерть - Пусть весь в крови и весть ты изрубцован, Умей не на себя – вперед смотреть, Как он, на подвиги всегда готовый.. Остановись, прохожий! Тишину, Молчание холмов прочти, как эпос, И ты увидишь всю свою страну, всю Родину, как бастион, как крепость.
КЕРЧЬ Там такая была пора, Что - навечно - к заре лицом Поднялась Митридат - гора, Вся исхлёстанная свинцом.
ТУЛА Тулой Родина гордится, Сила Тулы не мала. Ведь недаром же столица Нас в помощники взяла! В ружья всю вложили душу Тулы верные сыны. И на море, и на суше Их винтовкам нет цены.
МОСКВА Штыки от стужи побелели, Снега мерцали синевой. Мы, в первый раз надев шинели, Сурово бились под Москвой. Безусые, почти что дети, Мы знали в яростный тот год, Что вместо нас никто на свете За этот город не умрет
ВОЛГОГРАД - СТАЛИНГРАД Кусок земли, он весь пропитан кровью. Почернел от дыма плотный мерзлый снег. Даже и привыкший к многословью, Здесь к молчанью привыкает человек. Мы забыли все, мы бились беспощадно… Мы на лезвиях штыков наш гнев несли, Не жалея жизни, чтобы взять обратно Развороченный кусок родной земли.
ЛЕНИНГРАД Домов затемненных громады В зловещем подобии сна, В железных ночах Ленинграда Осадной поры тишина. Но тишь разрывается воем, - Сирены зовут на посты, И бомбы свистят над Невою, Огнем, обжигая мосты …
"Потомок знай! В суровые года Верны народу, долгу и Отчизне. Через торосы Ладожского льда, Отсюда мы вели Дорогу жизни. Чтоб жизнь не умирала никогда".
НОВОРОССИЙСК В звездном свете Братские могилы. Часовыми встали тополя. Здесь солдаты спят, Которых приютила Малая земля.
МУРМАНСК Я тебя таким еще не знала, Город-порт, глядящий в океан, На заводах, слипах и причалах Развернувший наступленья план. Раньше ты белесыми ночами Снаряжал в Игарку корабли И тебя зимовки величали, - Городом Большой Земли. Город-порт, заснеженный и гордый, Вечно у экзотики в плену. Город-порт у Кольского фиорда, Мужественно встретивший войну. Под бомбежку, под вытье сирены, Строящий, растущий, боевой – Город, где стахановские смены Множатся в порыве трудовом. Город-порт, уверенный и гордый, Лютой смертью недругу грозит. Город-порт у Кольского фиорда Неприступной крепостью стоит.
СМОЛЕНСК Я видел груды битого стекла, Я видел горы каменных развалин… Здесь городская улица была, И нет ее: здесь немцы побывали, Я видел место, где в былые дни Густые липы небо закрывали. Их больше нет. Остались только пни: Здесь враг прошел. Здесь немцы побывали. Я видел холм у старых стен Кремля, И этот холм забудется едва ли, Здесь вся в слезах и вся в крови земля: Здесь был конец. Здесь в яму зарывали. Я видел все, что видеть мне пришлось, Что враг терзал без всяких сожалений… Но, ни на миг ему не удалось Тебя, Смоленск, поставить на колени.
Левитан о капитуляции