РОЛЬ И МЕСТО ЛЕСОУСТРОЙСТВА В ЛЕСОУПРАВЛЕНИИ РОЛЬ И МЕСТО ЛЕСОУСТРОЙСТВА В ЛЕСОУПРАВЛЕНИИ В.И. Сухих Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ ЛЕСНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ЛЕСОУЧЕТНЫХ РАБОТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Генеральный директор ФГУП «Рослесинфорг» В.И. Архипов.
Advertisements

О порядке передачи отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации Начальник управления перспективного.
Модельные леса – универсальные полигоны для организации и проведения научных исследований и совершенствования системы управления лесами системы управления.
Лесоустроительная инструкция 2011 г. и классические основы таксации лесов Кафедра лесоустройства и охраны леса Заведующий кафедрой, д. с.-х. н. Гиряев.
Лесное хозяйство России. Перспективы развития Заместитель руководителя Б.М. Большаков ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА 9-Е ЗАСЕДАНИЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО.
Первый заместитель генерального директора – главный инженер ФГУП «Рослесинфорг» Манович В.Н. Лесоустройство в условиях рыночной экономики Иркутск
Проблемы информационного обеспечения устойчивого лесопользования на примере Архангельской области Трубин Д.В. Заместитель начальника управления лесным.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ И ЛЕСОУПРАВЛЕНИЯ Торгово-промышленная палата Комитета по природопользованию.
1.П РАВОВАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ 2. Э КОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Подготовил: Бирюков И. А. ЮФ
Цель проекта – совершенствование моделей проведения ЕГЭ на базе независимых организаций, повышение качества оценки образования. Задачи проекта: Определение.
Р. Ф. Трейфельд кандидат с. х. наук ООО «ЛЕСЭКСПЕРТИЗА» Содоклад по проекту новой лесоустроительной инструкции.
1 Министерство лесного хозяйства Пермского края Министерство лесного хозяйства Пермского края Система управления лесным хозяйством Пермского края 28 ГКУ.
РОЛЬ ЛЕСОУСТРОЙСТВА В СООВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛЕСОУПРАВЛЕНИЯ И ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ Сухих В.И. Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН,
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
НОТ Цели Обеспечение проведения исследований в области организации труда и управления производством, подготовки научно обоснованных мероприятий, направленных.
- подготовка нормативно-правовой базы, сбор инструктивного материала о различных этапах бюджетного учета; - разработка Положения о структурном подразделении,
КОНЦЕПЦИЯ КОНЦЕПЦИЯ информационного банка данных градостроительной деятельности Ярославской области ( система информационного обеспечения Ярославской области.
Государственный лесной реестр. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Нормативно-правовая база ведения государственного лесного реестра 2 ЛЕСНОЙ КОДЕКС.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Транксрипт:

РОЛЬ И МЕСТО ЛЕСОУСТРОЙСТВА В ЛЕСОУПРАВЛЕНИИ РОЛЬ И МЕСТО ЛЕСОУСТРОЙСТВА В ЛЕСОУПРАВЛЕНИИ В.И. Сухих Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН

«ЛЕСОУПРАВЛЕНИЕ БЕЗ ЛЕСОУСТРОЙСТВА СЛЕПО. Лесоустройство без лесоуправления мертво» М.М.Орлов

Многолетняя практика подтвер- дила безусловную правильность тезиса М.М. Орловым о том, что «лесоуправление без лесоустройс- тва слепо» и что без лесоу- стройства невозможно обеспечить организацию равномерного неис- тощительного многоцелевого использования лесов, а также их охрану, защиту и воспроизводство.

В России в 20 столетии была создана высокоэффективная государственная система лесоустройства с развитой технической и социальной инфраструк- турами, квалифицированным кадровым составом, успешно обеспечивавшая выполнение всего комплекса работ, связанных с изучением лесов, оценкой их состояния и динамики, разработкой перспективных планов организации и ведения лесного хозяйства на различных уровнях управления – от локального до федерального.

Новый Лесной кодекс разрушил сложившуюся в стране и успешно функционировавшую и получившую одобрение мировой научно-техни- ческой общественности систему российского лесоустройства. Одной из основных причин этого является то, что разработка Лесного кодекса была доверена не профессионалам а лицам, которым безразлична судьба российского лесного хозяйства и лесоустройства.

В Лесном кодексе функции лесоустройства изложены в искаженном виде с изъятием из него основных решаемых им задач, связанных с планированием лесохозяйственной деятельности, разработкой оргхозпланов, анализом и оценкой хозяйственной деятельности и динамики и состояния лесов и лесных ресурсов. Лесоустройство практически сведено лишь к выполнению лесоинвентаризационных (лесотаксационных) работ.

Лесоустройство решало и должно решать триединую задачу: 1. Комплекс съемочно – геодезических и лесотаксационных работ. 2. Контроль и оценка лесохозяйственной и иной деятельности на территории объекта лесоустройства. 3. Разработка проекта (плана) организации и ведения лесного хозяйства лесничества (лесопарка).

«Лесоустройство, будучи действием, периодически повторяющимся в одном и том же лесничестве нормально через 10 лет, является не только организующим лесное хозяйство, но и контролирующим его. Вследствие чрезвычайной трудности полного контроля лесного хозяйства надлежащее его осуществление возможно только при лесоустройстве» М.М. Орлов

Исключение из состава лесоустройства контрольных функций, разработки лесных планов и передача их разработки другим юридическим и физическим лицам, не участвовавшим в проведении лесоинвентаризационных работ, неправомерно и ведет к обезличке, снижению качества, увеличению трудозатрат, что наглядно продемонстрировал опыт разработки лесохозяйственных регламентов и лесных планов в 2008 г.

Разработанные Рослесхозом и МПР РФ подзаконные и нормативно-методичес- кие документы по вопросам лесоус- тройства усугубили недостатки Лесного кодекса. Лесоустроительная инструкция, положения о лесохозяйственном регламенте, Лесном плане, государст- венном лесном реестре и др. разраба- тывались в спешке, узким кругом лиц, без должного обсуждения.

Из л.у. инструкции исключены: Некоторые недостатки л.у. инструкции - исключены лесоустроительые совещания; - отсутствуют требования к лесотаксацион- ным тренировкам; съемочно- геодезическим работам; - отсутствуют конкретные требования к проектированию лесных участков; - недостаточно рассмотрены особенности лесоустройства различных категорий лесов - заужен состав выходных документов и т.д.

С 2007 г. в стране прекратились государственное финансирование лесоустройства и проведение лесоустроительных работ. Лесоустроительные предприятия преобразованы в филиалы ФГУ «Рослесинфорга» и переключены на выполнение работ по государственной инвентаризации лесов.

Прекращение работ по лесоустрой- ству в государственном масштабе после 2006 г. негативно отражается на качестве информации о лесах и подготовке планово-нормативных документов лесного хозяйства и лесопользования – лесных планов, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов.

В стране в 2008 г. без должной подготовки были развернуты за счет средств, ранее выделявшихся на лесоустройство, крупномасштабные, далеко не первоочередные для лесного хозяйства и лесного сектора экономики страны, работы по государственной инвентаризации лесов при отсутствии утвержденных методических основ и экономического обоснования.,

Наличие в России уникального повыдельного банка данных лесоустройства, обусла вливает организацию работы по рациональному сочетанию лесоустройства в зоне интенсивного лесного хозяйства и лесопользования с выборочно- статистическим методом государственной инвентаризации лесов в экстенсивной зоне эксплуатационных и резервных лесов. К внедрению ГИЛ следует подходить поэтапно, в тех регионах, где отсутствует достаточная информация о состоянии и динамике лесов, после должной отработки и утверждения в установленном порядке ее методических основ.

Необходимо более строго разграничить функции лесоустройства и государственной инвентаризации лесов. Периодическое повыдельное лесоустройство в сочетании с внесением текущих изменений в материалы лесоустройства является в настоящее время наиболее эффективным, экономически приемлемым инструментом поддержания информации о лесах в актуальном состоянии.

Необходимо учитывать, что за последние лет корпус лесоустроителей страны в значительной степени утратил свой производственный и кадровый потенциал.. Численный состав таксаторов - полевиков сократился более чем в три раза. Современному составу лесоустро- ителей не под силу выполнение работ по лесоустройству в прежних объемах и государственной инвентаризации лесов.

С целью повышения эффективности лесоустройства его необходимо развивать в направлении повышения точности инвентаризации лесного фонда, использования современных высокоточных данных дистанционного зондирования Земли и программно-аппаратных средств геоинформационных технологий.

Считать одной из основных обязанностей бывших лесоустроительных предприятий (ныне филиалов ФГУ «Рослесинфорг») проведение работ по лесоустройству лесничеств (лесопарков), включая разработку лесохозяйственных регламентов и лесных планов. Предложить Рослесхозу и ФГУ «Рослесинфорг» принять меры по укреплению кадрового состава лесоустроительных подразделений, повышению уровня социального и материального обеспечения лесоустроителей-полевиков.

Учитывая ограниченные возможности лесоустроительных подразделений ФГУ «Рослесинфорга» рассмотреть вопрос о передаче функций по проведению ГИЛ и ее научно- методическому обеспечению отраслевым научно- исследовательским организациям во главе с ВНИИЛМом.

Полагаем, что в решении конференции термин лесоустройство должен быть сформулирован в его классической понимании. Предложить Рослесхозу и Минсельхозу РФ внести предложения в Правительство РФ и в Государ- ственную Думу РФ о соответствующих поправках в Лесной кодекс РФ, в том числе о возложении на Рослесхоз функций по регулированию проведения лесоустройства во всех государственных лесах страны и контролю за качеством л.у. работ

Обратить внимание Рослесхоза и ФГУ «Рослесинфорга» на необходимость более строго подхода к разработке законодательных, подзаконных и научно- методических документов и материалов по вопросам лесных отношений, лесоуправления и лесоустройства с привлечением к работам и обсуждению подготовленных материалов ведущих ученых и специалистов страны и на недопустимость игнорирования их коллегиального мнения.

С целью приведения лесоучетных работ в соответствие с потребностями лесного сектора экономики в актуальной повыделной информации возобновить проведение лесоустройства в 2009 году за счет средств, выделяемых на государственную инвентаризацию лесов, включив его в состав функций субъектов федерации и Рослесхоза.

Считать необходимым сохранение и укрепление научных подразделений и групп ученых и специалистов в отраслевых, академических, учебных, научно-исследовательских, проектных и производственных организациях, работающих по проблеме лесоустройства и лесоуправления.

Совершенствовать подготовку в вузах, техникумах, колледжах специалистов по вопросам лесной таксации, лесоустройства, лесоуправления, аэрокосмическим методам и геоинформационным технологиям в лесном хозяйстве и лесоведении.