Тема: Церковь Выполнил: Михаэлис Алексей
Церковь Це́рковь (от греч. Κυριακη (οικια) (дом) Господа) архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов (храм) в православии, католицизме и у большинства протестантских церквей. Главная церковь города или монастыря обычно называется собором (соборным храмом); собором принято называть храм, где находится кафедра правящего епископа (архиерея). Православная или католическая церковь состоят как минимум из алтарной части (в православии, как правило, ориентированной на восток) и примыкающего к нему помещения для молящихся. В большинстве протестантских храмов алтарей нет (за исключением лютеранства, англиканства и некоторых других направлений). Протестантские храмы в большинстве своём не имеют чётких правил по внутренней организации. Обычно православный или католический храм состоят из нескольких взаимосвязанных частей: см. капелла, крипта, придел.
Устройство католического храма Нартекс Главный неф (наос) Боковые нефы 2 для 3-хнефного храма, 4 для 5-нефного и т. д. В Испании es:Lado de la Epístola y lado del Evangelio (Неф Послания правый; неф Писания левый по расположению священных книг). Башни (колокольни) необязательно Придел Трансепт (средокрестие, подкупольное пространство) Рукава трансепта, поперечный неф Апсида c алтарем Венец капелл Хор не всегда, обычно обходная галерея Деамбулаторий
Православный храм История Самые первые христиане (из иудеев) продолжали ревностно посещать Иерусалимский храм и молились в нём (Деян.21:26) до самого его разрушения «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб (совершая евхаристию и причащение)» -(Деян.2:46). Оказавшись вне Иерусалима, апостолы часто молились в синагогах и в частных домах благочестивых евреев и обращённых язычников. Во время гонений на христиан со стороны римских императоров, в качестве храмов христианами стали использоваться катакомбы природные пещеры вблизи поселений и заброшенные шахты. Когда император Константин Великий признал в 313 году христианство (на государственном уровне), то прежние языческие капища иногда стали перестраиваться под христианские храмы (выносились изваяния идолов, устанавливался престол и возвышенность для чтеца и др.). В то же время, мать Константина равноапостольная Царица Елена воздвигла в Иерусалиме величественный Храм Гроба Господня, ставший образцом в архитектуре и строительных приёмах для тысяч других, возводимых по всей империи христианских храмов и монастырей. Наиболее величественным и совершенным стал Софийский собор в Константинополе.
Из истории К этому времени сформировалась традиция, по которой все христианские храмы снаружи смотрелись либо как огромный крест, либо как круг (символ вечности), либо как корабль (Ноев Ковчег). В храмах притвор (и паперть) предназначались для оглашенных (ещё готовящихся ко крещению), и обуреваемых (кающихся). Внутри православных храмов появился иконостас перегородка, отделяющая самую святую часть храма алтарь (реже кувуклия), куда могут входить только мужчины. Также стал отделяться клирос и хоры для певцов, чтецов и пономарей (алтарников), а посреди храма стал устанавливаться аналой с иконой праздника и (в соборах) архиерейская кафедра. На Руси, с принятием христианства, православные храмы изначально имели своеобразную белокаменную архитектуру и оформление, несмотря на то, что каменные храмы строились под руководством греческих, итальянских и немецких мастеров (строящийся без участия иностранцев купол первого Успенского собора в московском Кремле трижды обрушивался, так как, секрет точного расчёта прочности сводов был неизвестен доморощенным умельцам). Поэтому в России гораздо чаще строили небольшие деревянные терема-церквушки, которые часто страдали от пожаров (при неосторожном обращении с кадилом, свечами и лампадами). Архитектура русских каменных храмов, колоколен и звонниц бывает нескольких стилей: древнее зодчество, русское барокко, классицизм, ампир и др.
Устройство храма Интерьер православного храма Храм обязан иметь престол и быть освящён архиереем. Допускается освящением храма иереем по благословению архиерея специальным чином. Для этого необходим антиминс, освящённый архиереем. Храм освящается во имя праздника или святого, день памяти которого называется храмовым, или престольным праздником. В Храме выделяются три части: алтарь, содержащий жертвенник и престол, средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом, перед которым со стороны средней части находится солея с амвоном и клиросами, притвор. Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток[1]. В архиерейских соборах в центре средней части ставится архиерейский амвон с кафедрой. Храм, как правило, имеет колокольню или звонницу с колоколами для созыва верующих на богослужения. Колокольни, чаще всего, бывают трёхъярусными: нижний притвор, выше темничка, верхний звонница. Крыша храма увенчивается куполом с крестом. По распространённой традиции, православные храмы снаружи имеют: либо 1 купол, либо 3 купола по одному над храмом, алтарём и колокольней во образ Троицы, либо 5 куполов, символизирующих Христа и четырёх евангелистов вокруг Него, либо 7 (священное число), либо 13 подобных Христу и 12-ти Его ближайшим апостолам. Купола стремятся делать либо круглыми, либо крестовидными, либо восьмигранными (двойные четверики).