Из истории возникновения пасхи Вся 2000-летняя история христианства – это проповедь события, когда распяли Иисуса Христа, а день Его Воскресения сразу же стал главным праздником христиан. Уже в первые годы христианства она была осмыслена как прообраз смерти и Воскресения Христа. «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». «Пасха наша, Христос, заклан за нас». К Пасхе готовятся заранее.
Великий четверг Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. На Тайной Вечери ветхозаветная Пасха агнец, вино мистически связывается с новозаветной Христом, Его Телом и Кровью. В этот же день убирали и украшали дома. Обязательным было и купание в бане до восхода солнца
По традиции, перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Иоанн подчёркивает что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху есть прообраз Пасхи новозаветной заклания Христа как Агнца Божиего за грехи мира. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб пещеру до наступления субботнего покоя. В Великую - Страстную Пятницу верующие вспоминают страдания и Крестную смерть Спасителя Иисуса Христа. В Великую Пятницу в Православной Церкви совершают три богослужения. в середине дня совершают вечерню с чином Выноса Плащаницы
Первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых. Великая Суббота – это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. Тиха литургия Великой Субботы – поется с надеждой и радостью Святого Духа, который живет и дышит в Церкви. Трепетно будут ждать прихожане того мгновения, когда ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа…
В церковь бабушка ходила помолиться в Божий храм под свечами и кадилом куличи святили там. Скоро Пасха, Воскресенье, Зазвенят колокола. Вешний праздник воскрешенья, Жизни вечная хвала В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца
Воскресение Христово (первый день после субботы) после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!». Поёт земля, ликует Небо, Мир славит чудо из чудес, Провозглашаеться победа: "Христос воскрес! Христос воскрес!"
Хвалите Господа с небес И пойте непрестанно: Исполнен мир Его чудес И славой несказанной Хвалите Господа с небес И славьте, человеки! Воскрес Христос! Христос воскрес! И смерть попрал навеки!
Весеннее первое полнолуние Общее правило для расчёта даты Пасхи : « полнолуние Пасха празднуется в первое воскресенье, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии Александрийская и Григорианская основаны на этом принципе. Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей ( лунно - солнечный календарь )
Как солнце блещет ярко, Как неба глубь светла, Как весело и громко Гудят колокола. Немолчно в Божьих храмах Поют «Христос Воскресе!» И звуки дивной песни Доходят до небес
Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. К полуночи шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.
В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения. Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл Рукотворное « землетрясение », таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа
Одна есть в мире красота Любви, печали, отреченья И добровольного мученья За нас распятого Христа. К. Д. Бальмонт
По преданию, обычай красить яйца восходит к апостольским временам, когда Мария Магдалина, прибывшая в Рим для проповеди Евангелия, преподнесла в дар императору Тиберию яйцо. Император, усомнившись, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, и на глазах у всех произошло чудо – яичная скорлупа стала ярко - красного цвета, как бы символизируя Кровь, пролитую Христом. Крашеные яйца у носителей веры в Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни По преданию, обычай красить яйца восходит к апостольским временам, когда Мария Магдалина, прибывшая в Рим для проповеди Евангелия, преподнесла в дар императору Тиберию яйцо. Император, усомнившись, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, и на глазах у всех произошло чудо – яичная скорлупа стала ярко - красного цвета, как бы символизируя Кровь, пролитую Христом. Крашеные яйца у носителей веры в Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни
Но почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына Божьего. В древности яйцу придавалось магическое значение. Византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин подчеркивал, что небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа - небо, плева - облака, белок - вода, а желток - земля. Из мертвой материи яйца возникает жизнь, в нем заключаются возможность, идея, движение и развитие живого начала Но почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына Божьего. В древности яйцу придавалось магическое значение. Византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин подчеркивал, что небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа - небо, плева - облака, белок - вода, а желток - земля. Из мертвой материи яйца возникает жизнь, в нем заключаются возможность, идея, движение и развитие живого начала
В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства
Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней ( до отдания Пасхи ) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами : « Христос воскресе !» « Воистину воскресе !», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён : « Приветствуйте друг друга с целованием святым »
Много звуков, много песен, Но слышней всего с небес Раздается весть святая, Песня-весть «Христос Воскрес!..» Покидая свой приют, Над воскресшею землею Хоры Ангелов поют; Пенью ангельскому вторят Земля и солнце, Поля и лес - Все славят Бога: Христос воскрес! В улыбке синих Живых небес Все та же радость: Христос воскрес
Да, наша жизнь не безупречна. Закон незыблемый таков: Любите крепко и сердечно Своих любимых и врагов. Что может лучше быть на свете, Чем всех вокруг благословлять, Что лучше истины на свете, Которую легко найти, Когда мы видим мир, как дети, Любя любого на пути? За зимней, лютою порошей Весны одаривает новь.