Аввакум ( ) Нет участи слаще Желанней конца, Чем пепел, стучащий В людские сердца. В. Шаламов В. Шаламов
Аввакум ( ) Нет участи слаще Желанней конца, Чем пепел, стучащий В людские сердца. В. Шаламов
Мятежный пастырь, книжник дикий, Он не умел послушным быть, И не могли его владыки Ни обломать, ни улестить. Попытки их не удавались, стоял он глупо на своем, хотя они над ним старались и пирогом, и батогом. В своей истории подробной Другой какой-нибудь народ Полупохожих и подобных Средь прародителей найдет. Но этот – крест на грязной шее, В обносках мерзостно худых – Мне и дороже и страшнее Иноязычных, не своих. Ведь он оставил русской речи И прямоту и срамоту, Язык мятежного предтечи, светившийся, как угль во рту. Я. Смеляков Аввакум Петрович, протопоп Юрьевца Поволжского, известный расколоучитель XVII века. Родился в 1620 или 1621 году в селе Григорове (теперешней Нижегородской губернии, Княгининского уезда).
Земляками Аввакума были патриарх Никон, Иоанн Неронов, Павел, епископ коломенский, Иларион, архиепископ рязанский - те лица, с которыми ему впоследствии суждено было встречаться на общественном поприще. Женившись на односельчанке, Настасье Марковне, Аввакуум на 21-м году был рукоположен в дьяконы, а в 1643 или 1644 году поставлен в священники. Добросовестное, ревностное отношение к делу привлекло к нему многих из его духовных детей, но некоторых вооружило против него.
Назначенный в 1652 году протопопом в Юрьевец, Аввакум пробыл в этом городе всего 8 недель; его проповеди и настойчивое проведение единогласия подняли против него местных жителей, и пришлось ему спасаться в Москву. Как раз около этого времени патриархом становится Никон, который вскоре расходится со своими прежними друзьями из кружка Вонифатьева.
В 1653 году выходит первая новоисправленная книга, и издаются распоряжения против двуперстия и о сокращении числа земных поклонов за великопостной молитвой Ефрема Сирина. Против этих новшеств протестуют Аввакум и костромской протопоп Даниил: они подают челобитную царю, и начинается открытая борьба членов Вонифатьевского кружка с Никоном.
Несколько месяцев спустя Аввакум был посажен в тюрьму при Андроньевом монастыре, а затем выслан в Тобольск. Через два года пришел указ об отправке его на Лену, а в 1656 году его назначили в экспедицию Афанасия Пашкова в Даурию.
Поход Пашкова сопряжен был со всевозможными лишениями; приходилось переносить холод и голод, подвергаться нападениям инородцев. Аввакум, кроме того, не раз испытывал на себе гнев "озорника"-воеводы, который однажды избил его до потери сознания. В 1662 году по ходатайству московских друзей Аввакум был возвращен из ссылки.
Чрезвычайно милостиво отнесся к нему и царь Алексей Михайлович, приказавший поселить его в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. Но пути Аввакума и его покровителей были разные: они боролись лично против Никона - Аввакум шел против Никонова дела, его церковных преобразований, с которыми бояре убеждали его примириться. Для Аввакума компромисс был невозможен; колебание его могло быть только минутным. Ободренный своей фанатичной женою, он ревностно обличает "еретическую блудню".Алексей Михайлович
Царским указом от 22 августа 1664 года протопоп Аввакум был выслан в Пустозерск, но достиг только Мезени. Полтора года он жил в Окладниковой слободе, служа в местной церкви. В марте 1666 года (год пострижения в монахи бывшего патриарха Никона) его доставили в Москву на заседание Церковного Собора, где уговаривали покаятся, но протопоп Аввакум продолжал упорствовать в приверженности к старой вере.13 мая 1666 года был расстрижен, предан анафеме и увезен в Никольский монастырь на Угрешу, близ Москвы.
По указу царя от 26 августа 1667 года Аввакум был сослан в Пустозерский острог, где в апреле 1676 года заключен в осыпную земляную тюрьму, где и были написаны его сочинения. Несмотря на тягостные условия жизни в Пустозерске, Аввакум продолжал свою борьбу за старую веру: из этого отдаленного уголка на всю Россию раздавалась его страстная, могучая речь. То обращался он к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их фанатизм, призывая к страданиям за истинную веру, наставляя их, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения.
14 апреля 1682 года по указу царя Федора Алексеевича протопоп Аввакум и его сподвижники - священник Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний инок Епифаний были сожжены в едином срубе "за великие на царский дом хулы".
В 1686 году на месте казни Аввакума в Пустозерске мезенскими старообрядцами был поставлен крест, ныне утраченный. В 1989 году был установлен памятный знак с колоколом (фото), а в 1991 году - старообрядцы Поморской общины из Прибалтики воздвигли крест и освятили его.
Использованные материалы Энциклопедия для детей. Т.9,РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА часть 1,М. «Аванта+», Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. – М. «Молодая гвардия», lesson-histori.narod.ru web.ru/feb/avvakum