Изобразительное искусство классицизма
КЛАССИЦИЗМ - (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма.
Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Ионический ордер Дорический ордер Коринфский ордер
Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале - резиденция французских королей (вторая половина XVII в.).
В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Никола Пуссен). Подвиги Ринальдо Подвиги Ринальдо 1628
Пастухи в Аркадии Пастухи в Аркадии
Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида. Переход Наполеона через Альпы
Давид, Жак-Луи. Клятва Горациев 1784.
Скульптура эпохи классицизма отлича ется сглаженностью форм, спокойностью поз, даже движение не нарушает замкнутости форм (Жан Антуан Гудон, Антонио Канова, Бертель Торвальдсен). Антонио Канова. Три Грации. 1816г. Эрмитаж
Бертель Торвальдсен ЯсонБертель Торвальдсен Ясон, Музей Торвальдсена Копенгаген Жан Антуан Гудон. Вольтер «Комеди Франсез», Париж
Русский классицизм во второй половине XVIII - начале XIX вв. воплотил новый, небывалый по размаху, национальному пафосу и идейной наполненности расцвет культуры: архитектурные ансамбли и сооружения В. Баженова, М. Казакова, Дж. Кваренги, А. Захарова, К. Росси, А. Воронихина, скульптуры М. Козловского, Ф. Щедрина, И. Мартоса, картины А. Лосенко, А. Иванова и др.
Дом Пашкова Дом Пашкова В.И.Баженов, Россия, Москва
Иван Мартос. Памятник Минину и Пожарскому (фрагмент)
Иванов А.А. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения