Цель исследования: Определить роль молодёжного сленга в русском языке. Задачи: - познакомиться с понятием сленг, причинами его появления в русском языке; - исследовать речь современной молодёжи с целью сбора сленга, выявления отношения к молодёжному сленгу; - обработать собранный языковой материал и распределить на группы, учитывая их сферу применения, экспрессивную окраску.
В толковом словаре иностранных слов Л.П. Крысина читаем определение сленга: СЛЕНГ [лэ], а, м. [англ. slang]. лингв. Слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, социальных прослоек и т. п. (чаще применительно к англоязычным странам). Молодежный с. С. Музыкантов. В течение 20 – го века русский язык трижды попадал в серьезные кризисные ситуации, породившие три мощных волны развития сленга.
Первая связана с Первой мировой войной, революцией 1917 года и последовавшими за ней гражданской войны и разрухой. Эти события повлияли на речь людей :у многих речь развивалась против законов русского языка, она была неряшлива, отрывиста, перегружена лишними словами. Вторая волна связана со Второй мировой войной. В этот период у детей был перерыв в учебе. Они скитались из города в город, были в эвакуации, и не всегда у родителей хватало времени следить за правильным развитием детей.
Третья волна оказалась самой мощной и продолжительной. Она продолжается более 10 – и лет и неизвестно, сколько еще протянется. Если в двух предыдущих волнах обездоленному детству и его языку была противопоставлена официальная мораль, то сейчас средства массовой информации выступают за моральную вседозволенность, новый язык, основанный на сочетании жаргона и сленга. "Беспредел", "общаг", "стрелка", "тусовка", - все это хлынуло в газеты и на телевидение. Все это обсуждалось и использовалось юмористами, политиками, правителями, бизнесменами, обозревателями.
Для исследования речи современной молодёжи с целью сбора сленга, выявления отношения к сленгу нами было опрошено 20 человек в возрасте от 13 до 30 лет. Были заданы 3 вопроса. 1.Как вы относитесь к использованию молодёжного сленга в языке? 2.Назовите причины, которые побуждают вас использовать в своей речи молодёжный сленг? 3.Какие слова молодёжного сленга вы используете в своей речи?
Причины, которые побуждают использовать в своей речи сленг: Отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный сленг позволяет уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Молодежный сленг позволяет переиначить мир на иной манер. Язык отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни. Молодёжный сленг позволяет"быть не как все" и "быть подобно своим".
Учитывая сферу применения, экспрессивную окраску собранного языкового материала, мы распределили его группы: 1.Эмоциональные слова и выражения. 2.Слова и выражения с эмоциональным значением. 3. Слова с эмоциональным компонентом значения 4.Эмоциональные речения.
1. Эмоциональные слова и выражения. Сюда относятся, прежде всего, такие слова, как блин, ёлы – палы, используемые в сленге только в качестве эмоциональных восклицаний. Слова :корка (корки, корочки), круто, улет, чума и пр. используются в качестве эмоциональных междометий, они практически полностью теряют свое значение.
2. Слова и выражения с эмоциональным значением. Эти эмоциональные единицы характеризуются тем, что, функционируя в речи, они не только выражают эмоциональное состояние говорящего, но и называют переживаемую им эмоцию. Сюда, прежде всего, относятся глаголы типа: балдеть, кайфовать, тащиться, торчать, опухнуть. Необходимо отметить, что переживаемые эмоции выражают состояние психологического комфорта или, наоборот, дискомфорта.
3. Слова с эмоциональным компонентом значения. Данные слова имеют определенное значение и эмоциональный компонент, передающий эмоциональное отношение говорящего к слушающему. Слова мамаша, предки не имеют оценочного значения, но употребление их в речи демонстрирует фамильярность говорящего по отношению к предмету речи, выражающего в стремлении снизить его (предмета речи) социальную значимость. К этой группе мы отнесли и пренебрежительную лексику, которая обладает оценочным компонентом значения. Например: овца, мочалка, швабра и др. Презрительная и пренебрежительная лексика зачастую используется в качестве бранной. Представлена в сленге и лексика с положительной эмоциональной окраской. Количество подобной лексики относительно невелико, например: лапа – симпатичная девушка; кадр – шутник.
4. Эмоциональные речения. По своей форме они сходны с побудительными конструкциями, имеющими "значение волеизъявления, адресованного собеседнику", но эти эмоциональные речения не предлагают немедленного исполнения адресатом воли говорящего.Все эти речения демонстрируют раздражение говорящего собеседником и, как правило, желание прекратить общение с ним. Например: иди ты ежиков паси, иди ты в баню, иди ты в пустыню пылесось и др.
Выводы: 1.С развитием массовой информации: прессы, радио, телевиденья, Интернет – технологий понятие сленг потеряло свой первоначальный смысл. Теперь, на наш взгляд, определение сленга должно быть следующим: Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. 2.Молодежный сленг – одно из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия. 3.В настоящий момент молодёжный сленг становится опасным явлением в современном русском языке.