Основы философии Тема 14, часть 2 Кант Трансцендентальная диалектика Этика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
Иммануил Кант Трансцендентальная диалектика и этика Трансцендентальная диалектика Идеи чистого разума Психологическая идея (душа) Космологическая идея (мир) Теологическая идея (Бог) Диалектические выводы чистого разума Паралогизмы чистого разума Антиномии чистого разума Идеал чистого разума Переход к критике практического разума Критика практического разума (этика) Место этики в системе философских наук Понятие доброй воли Категорический императив Антиномия практического разума Постулаты практического разума
Трансцендентальная диалектика Идеи чистого разума Идеи (категории, расширенные до безусловного) ДушаМирБог Абсолютное единство мыслящего субъекта Абсолютное единство ряда условий явлений Абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще Безусловное категорического синтеза в субъекте Безусловное гипотетического синтеза в объекте Безусловное разделительного синтеза в системе
Трансцендентальная диалектика Общая схема Идеал чистого разума Антиномии чистого разума Паралогизмы чистого разума Диалектические выводы разума Рациональная теология Рациональная космология Рациональная психология Метафизические науки БогМирДуша Идеи разума РазделительныеГипотетическиеКатегорические Виды умозаключений
Трансцендентальная диалектика Диалектические выводы чистого разума Антиномия (греч. αντι, против и νομος, закон) – противоположность между двумя взаимоисключающими суждениями, каждое из которых представляется логически доказанным. Паралогизм (греч. παραλογισμος, неправильное, ложное рассуждение) – логическая ошибка в умозаключении, происшедшая непреднамеренно вследствие нарушения законов и правил логики.
Трансцендентальная диалектика Паралогизмы чистого разума находящая в отношении к возможным предметам в пространстве. Модальность во времени численно-тождественная, Количество по своему качеству простая, Качество Душа есть субстанция, Отношение Паралогизм Виды суждений и группы категорий
Трансцендентальная диалектика Паралогизмы чистого разума СубъектПредикат СубъектОбъект Логическая ошибка: учетверение термина. Философская ошибка: единство апперцепции есть формальное условие опыта, а не свойство души как вещи в себе за пределами опыта. Постоянность души при жизни Постоянность души после смерти
Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума СлучайностьНеобходимостьМодальность НеобходимостьСвободаОтношение СложностьПростотаКачество БесконечностьКонечностьКоличество Антиномия Виды суждений и группы категорий
Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Первая антиномия ТезисАнтитезис Мир имеет начало (границу) во времени и в пространстве. Мир во времени и в пространстве; бесконечен.
Если бы мир был бесконечным во времени (не имея ни «начала», ни «конца»), то отправившись из бесконечно удалённого прошлого, невозможно было бы добраться до «сегодня», точно так же, как отправившись из «сегодня» в будущее, нельзя добраться до «конца времён». Но «сегодня» наступило; следовательно, прошедшее время не было бесконечным, т.е. мир имел начало во времени. Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Доказательство тезиса первой антиномии
Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума 22 апреля 2005 года Доказательство тезиса Первая антиномия В будущее В прошлое Из прошлого
Если мир имел начало во времени, когда-то должно было существовать время, в котором мира не было, т.е. пустое время. Но в пустом времени невозможно возникновение какой бы то ни было вещи, так как ни одна часть такого времени не заключает в себе условия существования, отличного от условия несуществования. Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Доказательство антитезиса первой антиномии
ПУСТОЕ ВРЕМЯ Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Доказательство антитезиса Первая антиномия В будущее В пустом времени невозможно возникновение чего бы то ни было. Начало мира
Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Вторая антиномия ТезисАнтитезис Всё в мире состоит из простого. Нет ничего простого, всё сложно.
Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Третья антиномия ТезисАнтитезис В мире существуют свободные причины. Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы.
Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Четвёртая антиномия ТезисАнтитезис В ряду причин мира есть некая необходимая сущность. В этом ряду нет ничего необходимого, всё в нём случайно.
Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума В первой и второй антиномиях и тезис, и антитезис ложны, В третьей и четвёртой антиномиях и тезис, и антитезис истинны: поскольку вопрос о пространственно- временных свойствах вещей в себе не имеет смысла. тезис – относительно вещей в себе, антитезис – относительно явлений. Разрешение антиномий
Трансцендентальная диалектика Идеал чистого разума ОнтологическоеРазделительное КосмологическоеГипотетическое ФизикотеологическоеКатегорическое Доказательства бытия Бога Виды умозаключений
Трансцендентальная диалектика Идеал чистого разума Доказательства бытия Бога Физико- теологическое Космо- логическое Онто- логическое На основе данного нам в опыте (определённого опыта) разум умозаключает о существовании вне мира высшей причины. На основании понятия опыта вообще (неопределённого опыта) разум умозаключает к существованию абсолютно необходимой сущности. Существование высшей сущности априорно выводится из понятия о ней.
есть Трансцендентальная диалектика Идеал чистого разума Из понятия вещи нельзя вывести существование вещи, поскольку, с логической точки зрения, существование есть не предикат, а связка, и поэтому ни в какое понятие входить не может. Критика онтологического доказательства S P
есть Трансцендентальная диалектика Идеал чистого разума Присоединением же понятия существования к понятию вещи можно получить лишь понятие существующей вещи, но не саму существующую вещь. Критика онтологического доказательства Баба Яга колдунья старая злая хромая («костяная нога») живущая в избушке на курьих ножках летающая в ступе существующая
Трансцендентальная диалектика Идеал чистого разума Если невозможно онтологическое доказательство, то невозможны и космологическое и физикотеологическое доказательства, так как сами по себе они доказывают лишь (если вообще доказывают!) существование, соответственно, необходимой сущности как первопричины и разумного зодчего мира, но ниоткуда не следует, что эти необходимо сущая первопричина и разумный зодчий есть именно Бог. Критика космологического и физикотеологического доказательств
Трансцендентный мир «вещей в себе» остаётся за границами научного познания. Трансцендентальная диалектика Общий вывод Мир опыта (явлений) Метафизика как наука о трансцендентных сущностях невозможна. Поэтому границы опыта суть границы научного знания. Априорные формы нашего разума применимы лишь к явлениям.
И. Кант. «Критика практического разума». Общий итог критики чистого разума и переход к критике практического разума Я не могу... даже допустить существование Бога, свободы и бессмертия для целей необходимого практического применения разума, если не отниму у спекулятивного разума также его притязаний на трансцендентные знания… Поэтому мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере...
Критика практического разума Место этики в системе философских наук Философия ФизикаЭтика Материальная философия Формальная философия Логика наука о законах мышления наука о законах природы наука о законах свободы
Всё в природе действует согласно законам, но только разумные существа способны поступать согласно представлению о законах. Та воля добра, которая все прочие побуждения, включая побуждения склонности и соображения пользы, подчиняет требованиям долга. Критика практического разума Понятие доброй воли Добрая воля, таким образом, имеет своим принципом не ту или иную необходимость, а общую законосообразность поступков. Лишь добрая воля добра сама по себе; всё прочее, считающееся благом, может быть и вредным, будучи соединено со злой волей. Поступать из уважения к закону значит подчиняться не необходимости, а долгу.
Критика практического разума Категорический императив Императив (лат. imperativus, повелительный) – требование, приказ, закон. Нравственные предписания МаксимыИмперативы Гипотетические императивы Категорический императив личные принципы поведения общезначимые предписания условные принципы поведения безусловный принцип поведения
Категорический императив Формальная законосообразность Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы. Первая формулировка категорического императива
Категорический императив Формальная законосообразность Первая формулировка категорического императива налагает запрет на поступки, которые немыслимы или невозможны как совершаемые всеми людьми без исключения.
Категорический императив Человек как цель Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству. Вторая формулировка категорического императива
Категорический императив Автономия воли Поступай только так, чтобы воля благодаря своей максиме могла рассматривать самоё себя также как устанавливающую всеобщие законы. Третья формулировка категорического императива
Антиномия практического разума Требования долга Стремление к счастью
Постулаты практического разума Свобода воли Бытие Божие Бессмертие души Психологическая идея Космологическая идея Теологическая идея
Критика практического разума Общий итог Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне.
Вопросы?