Компетентность можно понимать как способность достигать результата
Интерактивное обучение - обучение, погружённое в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приёмы ведения урока
Критерий разделения пассивных и активных методов обучения - уровень коммуникации, взаимодействия участников учебного процесса
При пассивных методах обучения: учитель – центральная фигура, источник информации; распределяет время, работу, много контролирует; ученик – пассивный объект воздействия; нет активного творчества уч-ся, нет алгоритма взаимодействия друг с другом; нет инициативы уч-ся, самостоятельности
При интерактивных методах обучения: роль учителя – определить общее направление работы, создать условия для инициативы уч-ся; учитель консультант, помощник при серьёзных затруднениях; ученик – полноправный участник учебного процесса, ведёт исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими уч-ся; процесс обучения во многом идёт через проживание опыта
Нормы поведения в процессе интерактивного обучения в совместной работе нет «актёров» и «зрителей», все – участники; каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая; следует говорить так, чтобы тебя понимали, избегать лишней информации; если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание», после этого делаются выводы;
Нормы поведения в процессе интерактивного обучения каждый имеет право попросить о помощи, каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью; критикуются идеи, а не личности; цель совместной деятельности не в «победе» какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме
Методика организации интерактивного обучения: нахождение проблемной формулировки темы урока; организация учебного пространства, располагающего к диалогу; мотивационная готовность уч-ся и педагога к совместным усилиям в процессе познания; создание ситуаций, побуждающих уч-ся к интеграции усилий для решения поставленной задачи;
Методика организации интерактивного обучения: выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьников и педагога; использование «поддерживающих» приёмов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.; оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности; развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа
Правила «мозгового штурма» правило поднятой руки; высказываются любые точки зрения; чем больше предложений, тем лучше; высказывания не обсуждаются и не критикуются; продолжайте думать, даже когда считаете, что ваша фантазия истощилась
«Ресторан» Я съел бы ещё этого… Больше всего мне понравилось… Я почти переварил… Я переел… Пожалуйста, добавьте…
«Шесть шляп мышления» белая констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции; жёлтая называет только «плюсы», всё то, что понравилось на уроке; чёрная говорит о «минусах», т.е. что не понравилось или что принять нельзя; красная говорит о чувствах, которые возникли в ходе урока; зелёная размышляет с позиции творчества – где и как ещё можно использовать полученный опыт; синяя делает выводы, обобщения, определяет ряд проблем