Психологические аспекты выявления случаев насилия в отношении детей и подростков Боголюбова Ольга Николаевна к.пс.н., доцент, СПбГУ, координатор ресурсного центра, «Врачи детям»
Обоснование Насилие часто происходит в семье Происходит на протяжении длительного времени Становится семейным секретом Отсутствуют физические травмы Без достоверной информации невозможна адекватная защита ребенка
Поведенческие индикаторы безынициативность, боязливость нарушение сна агрессия в отношении со сверстниками и сиблингами агрессия в отношении взрослых неуважение и недоверие к взрослым утрата доверия к миру, неверие в искренность оказываемой поддержки низкая самооценка: ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным подавленность тревожность чрезмерная уступчивость, угодливость коммуникативная некомпетентность аффективно-тревожное восприятие одиночества суицидальные попытки
Специфические индикаторы Сообщение ребенка о насилии Сексуализированное поведение Несоответствие истории характеру травмы
Общая цель диагностики Наиболее общей целью диагностики в случае подозрения на насилие является выяснение того, что с ребенком случилось и как его или ее защитить от дальнейшего жестокого обращения.
Источники информации Информация от ребенка Информация от родителей Информация от специалистов Информация от сверстников и друзей Оценка поведения Дополнительная информация, собранная в ходе психологических исследований
Компоненты диагностики Сбор информации Опрос ребенка, фокусированный на травме Опрос родителей
Опрос ребенка Компоненты: Наблюдение Беседа Данные психодиагностики Общая схема: Налаживание контакта Объяснение цели беседы Воссоздание обстоятельств произошедшего Завершение
Общие правила Соответствие возрасту Безопасность Не давить и не пугать Без наводящих вопросов Отдельно от родителя Документация Конфиденциальность
Рекомендации Избегать вопросов, на которые можно дать односложный ответ Если ребенок говорит фрагментарно, недостаточно подробно, можно возвращаться к тому или иному эпизоду отдельно. При этом надо избегать концентрации на самых травматических моментах
Рекомендации Давать ребенку эмоционально отреагировать произошедшее Избегать специальных терминов, грамматически сложных вопросов Избегайте вопросов «почему?» Вместо местоимений использовать имена собственные и названия мест
Заключение Документация Конфиденциальность Межведомственная координация