РАЗВИТИЕ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Руководитель группы: Дадов А.А. Члены группы: Стукалова Н.С. Кулахметова В.А. Мазокова А.Б. Балкарова С.Н. Балахов А.Н. Бугдаева Г.Ш. Гязова Т.Л. Абазова О.Б. Шугунова Л.Т.
Цель развития сети образовательных учреждений : Обеспечить условия для получения качественного общего образования независимо от места жительства за счет создания интегрированных образовательных ресурсов территории, кооперации и специализации, внедрения вариативных моделей образовательных учреждений.
Создание модели базовой (опорной) школы Создание необходимых условий для развития современных ресурсов (кадровых, финансовых, управленческих) на основе их концентрации в Базовой школе и обеспечения доступности к данным ресурсам каждого обучающегося, независимо от места проживания и социального статуса семьи.
Задачи Проекта Выработать эффективный механизм взаимодействия образовательных учреждений города и района по организации профильного обучения в Базовой школе; Обеспечить условия для адаптации и гармоничного развития личности каждого ребенка; Совершенствовать технологию обучения, методику воспитания в условиях Базовой школы.
Недостатки в управлении образовательным учреждением: Низкая мобильность управленческих воздействий на образовательный процесс в условиях, когда обновляется его содержание и меняется его организация. Ориентация внутришкольной педагогической системы на управление текущим функционированием. Снижение творческой энергии и инициативы педагогических работников.
Апробация новой модели «Базовая школа» призвана разрешить ряд проблем и устранить: автономность школьного и вузовского образования и отсутствие преемственности между ними на методологическом, концептуальном, содержательном и методическом уровнях; неподготовленность детей и учащихся к продолжению образования на последующих ступенях образования, сложности адаптации к новым условиям обучения, затруднения в осуществлении для себя оптимального выбора на каждой новой ступени обучения; неудовлетворённость педагогических и научно- педагогических кадров существующими условиями реализации новых педагогических (в том числе и информационных) технологий в учебном процессе, не позволяющими использовать в полной мере их образовательный потенциал, несоориентированность самой школы на потребности учащихся и их родителей;
Hаиболее актуальные на данный момент проблемы: несовершенство системы непрерывного образования учащихся, начиная с дошкольного возраста, основного, среднего, средне-специального и высшего образования; формирование содержания образования на всех ступенях образовательного объединения, начиная с дошкольного уровня и заканчивая старшим звеном, где планируется профильная дифференциация на основе требований социального заказа; расширение сферы сотрудничества с вузами, что позволит повысить уровень конкурентоспособности выпускников школы среди абитуриентов; кадровое обеспечение деятельности «Базовой школы»; преемственность обучения на всех ступенях «Базовой школы».
Условия для функционирования Базовой школы. Взаимодействие и совместная деятельность с общеобразовательными учреждениями города и района позволит: создать систему непрерывного обучения детей, начиная с дошкольного возраста и используя единую для образования методическую службу, на этой основе повысить качество знаний и уровень воспитанности детей; организовать диагностику готовности школьника к обучению в Базовой школе через предпрофильную подготовку в 9 классах в своих школах, проводить соответствующую корректировку элективных курсов;
реализовать на основе диагностики личностно- ориентированный подход в образовании детей, начиная с дошкольного возраста; создать систему непрерывного образования на основе тесной взаимосвязи педагогов дошкольного, школьного, средне-специального и высшего образования, что позволит сориентировать ребёнка уже в школе на осознанный выбор профессии; организовать консалтинговый сервис по оказанию методической, педагогической и психологической помощи педагогам территориального объединения школ.
Внутренние условия реализации проекта : достаточно высокий кадровый потенциал школы, что позволяет обосновать программу перехода школы в режим Базовой; имеющаяся в школе научно-методическая основа для создания системы непрерывного образования; достаточно высокий уровень необходимой материально- технической базы; опыт организации предпрофильной подготовки и профильного обучения; эффективно действующая система работы с наиболее способными и одаренными детьми, высокий уровень организации проектной и научно-исследовательской работы учащихся.
Внешние условия: необходимость формирования высоконравственной, интеллектуально-развитой, образованной, творческой личности выпускника, способной адаптироваться в окружающем социуме, в условиях рыночной экономики; назревшая в обществе потребность создания системы непрерывного образования подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста, обеспечивающей развитие личности ребёнка на основе преемственности всех ступеней образования; имеющиеся в школе наработки в области профильного обучения сельских школьников в очно-заочной форме; необходимость обеспечения социализации выпускника через формирование ответственности за собственное благосостояние и освоение навыков и умений в области социальных отношений.
Задачи Базовой школы освоение учащимися системы знаний, приёмов самостоятельной деятельности, основ грамотности на уровне государственных стандартов; развитие ученического и родительского, педагогического и административного самоуправления через формирование общественных органов самоуправления; осуществление предпрофильного и профильного образования с учетом интересов и способностей учащихся средней и старшей ступени обучения; обеспечение допрофессиональной подготовки учащихся с учётом их способностей и социального заказа общества;
стремление приблизить учащихся, завершающих цикл обучения, к «модели выпускника» как человека образованного, творческого, с высокими моральными и гражданскими принципами, способного быстро реализовать свои знания для дальнейшей учёбы и трудовой деятельности; выявление культурно-образовательных, материально- технических ресурсов социальных партнеров; разработка и заключение договоров с учреждениями и организациями, изъявившими желание сотрудничать с Базовой школой; повышение воспитательных возможностей семьи, противодействие негативным социальным явлениям.