Цель моей педагогической деятельности: формирование готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни, для решения практических задач, для продолжения образования. Она определяется из целей школьного математического образования и социальных условий. Тема самообразования: технология проблемного обучения.
Проблемное обучение как метод развивающего обучения Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов наук. По сути дела, проблемное обучение – это обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Главное условие возникновение проблемной ситуации – это видение учителем новой проблемы в зоне ближайшего развития учащегося, чтобы её решение опиралось на известные ему знания, способы мышления и методы решения. С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее осознанное затруднение, которое порождается несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи. Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемой.
Задачи проблемного обучения Учиться мыслить логически, научно, творчески. Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания – убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико – материалистического мировоззрения. Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если и забываются, то их легко восстановить, повторяя ход рассуждения, доказательства, аргументации. Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности. Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности. Формировать и развивать положительное отношение, интерес к данному учебному предмету, так и к учению вообще.
Условия возникновения проблемных ситуаций Учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания на практике в новых условиях. При этом они ощущают недостаточность знаний и умений для решения практической задачи. Учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, т.е. они осознают недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта. Имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. Имеется противоречие между практическим достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием знаний для его теоретического обоснования. Наиболее распространены первый и второй типы проблемных ситуаций.
Этапы проблемного обучения Подготовка к восприятию проблемы. (На этом этапе производится актуализация знаний, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему. При отсутствии необходимой подготовки школьники не могут приступить к решению). Создание проблемной ситуации. (Это самый ответственный и сложный этап проблемного обучения, когда учащийся осознаёт, что не может выполнить поставленную задачу только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми). Формирование проблемы. (Это итог возникшей проблемной ситуации). Процесс решения проблемы. (Он состоит из нескольких ступеней). Доказательство правильного решения. (Подтверждение его, если возможно, на практике).
Уровни проблемного обучения УровеньДеятельность учителя Деятельность учащегося 0 Ставит проблему, формирует и решает её. Запоминает решение проблемы. 1 Ставит проблему, формирует её. Решает проблему. 2 Ставит проблему.Формирует и решает проблему. 3 Проводит общую организацию. Контроль и умелое руководство. Осознаёт проблему, формирует и решает её.
Методы проблемного обучения Проблемное изложение материала. Уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объёмом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением. Поиск осуществляет сам учитель. По существу, он демонстрирует учащимся путь исследования, поиска и открытий новых знаний, готовя их тем самым к аналогичной самостоятельной деятельности в дальнейшем. Учитель должен выделить то, что ученики должны записать в тетради. (опорный конспект)
Проблемная беседа. Применяется, если учащиеся уже обладают минимум знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы. Учащиеся под руководством учителя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос. Обычно поисковую беседу проводят на основе проблемной ситуации, специально создаваемой учителем. Чтобы поисковая беседа не вылилась в работу только небольшой группы учеников и в наблюдение за этим процессом «со стороны» остальных, необходимо иметь следующее:
1) После формулировки проблемы убедится в том, что все учащиеся поняли её смысл (для этого достаточно спросить одного – двух слабых учеников); 2) не спешить с началом обсуждения, т.е. не начинать его сразу, как только первый ученик поднимет руку; 3) систематически спрашивать тех, кто не проявляет активности, поощряя их в случае удачного выступления.
Самостоятельная и исследовательская деятельность учащихся. Высшая форма самостоятельной деятельности. Она возможна лишь тогда, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, а также умением выдвигать гипотезы. Особенности учебного исследования: 1.истина, которую учащиеся открывают в ходе решения учебной проблемы, в науке уже известна. Для учащихся эти факты новы. И мыслят они как первооткрыватели. 2.Учебное исследование всегда проводится под руководством, с личным участием и помощью учителя. Но при этом учащиеся должны быть убеждены в том, что самостоятельно достигли цели. 3.Учебное исследование не универсальный метод. Можно включить лишь элементы исследований; применять исследования при изучении отдельных тем или вопросов.
Проблемные домашние задания. Ввиду ограниченности времени на уроке редко возникает возможность предложить учащимся индивидуальные проблемные задания. Такие задания полезны не только для «средних» и сильных учеников. В любом классе имеются учащиеся, не проявляющие интерес к предмету. Для этих учеников могут быть полезны несложные проблемные задания, но их цель иная: заставить учащихся поверить в свои силы, пробудить интерес к предмету. При оценке проблемных домашних заданий учитывают не только правильность решения, но и его простоту и оригинальность.