Воспитание на уроке или возможности педагогов в организации безопасной образовательной среды
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЛИЯНИЙ представляет собой законченный акт педагогического общения или завершенную психодраму (взаимное целенаправленное делание и диалог учителя и учеников, в ходе и результате которых личности участников изменяются: вырабатываются активная или пассивная жизненная стратегия и соответствующие черты характера, формируется ментальность, приобретаются те или иные привычки поведения).
На каждом уроке целенаправленное и спонтанное изменение личностей учащихся (и учителя тоже), то есть собственно воспитание, происходит благодаря комплексным воздействиям: - стиля образовательного общения; - культуры управления образовательной деятельностью; - дидактической структуры; - методических приемов. - стиля образовательного общения; - культуры управления образовательной деятельностью; - дидактической структуры; - методических приемов.
Стили образовательного общения на уроке авторитарно-командный нормативно-оценивающий попустительский демократически требовательный сотруднически поддерживающий (фасилитаторский)
Культура управления на уроке прямая командная учительская структурно-плановая учительская структуно-плановая совместная проективно-рефлексивная совместная Самый важный атрибут своводного человека возможность ответственно распоряжаться своей жизнью, быть разумным хозяином своей судьбы, дела, дома, государства.
Вариативность дидактической структуры уроков - «ПРОБЛЕМАТИЗИРОВАТЬ» «исследовать» действие, текст, то есть разделять их на произвольные части с помощью любых «команд» (для действия), постановки «вопросов», выделения «проблем»(для текста); - «КОНЦЕПТУАЛИЗИРОВАТЬ» - превращать действие, текст в ряд других с помощью выделения из действия путем «акцентирования» любых составляющих его операций с последующей сменой последовательности этих операций; выделения из текста любых составляющих его «тезисов», с последующим переструктурированием самого текста;
- «ВАРИАТИЗИРОВАТЬ» изменять характер действия по модальностям (вынужден, должен, необходимо, могу, хочу) и форму текста по видам высказывания «представлять» одну и ту же информацию в виде либо инструкции, либо описания, либо вопрошания, либо предвидения, либо утверждения, либо доказательства, либо теоретического построения); - «ПЕРЕСЕМАНТИЗИРОБАТЬ» одно- и (или) многократно придавать действию противоположный характер (собрать разобрать, увеличить уменьшить, украсить исковеркать, починить сломать и т.д.)
Психологическая безопасность 1) Состояние сохранности психики человека; 2) Сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества; 3) Устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействие со средой (умение защищаться от угроз и умение создавать психологически безопасные отношение; 4) Возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз; 5) Состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно- доверительном общении, создающее психическое здоровье включенных в нее участников.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ – форма любого вида насилия Причины психологического насилия: Биологические Семейные Средовые Межличностные
Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия Концепция психологической безопасности образовательной среды – это система взглядов по обеспечению защищенностью участников от угроз, позитивного развития и психического здоровья в процессе педагогического взаимодействия
Основные положения психологической безопасности образовательной среды 1) Образование есть отрасль человекопроизводства 2) Образовательная среда как часть образовательного пространства
3) Угрозы психологической безопасности образовательной среды (публичное унижение, оскорбления, высмеивания, угрозы, обидные высказывания, принуждение делать что-то против своего желания, игнорирование, неуважительное отношение, недоброжелательное отношение) Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие угроз); укрепляют психическое здоровье. Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие угроз); укрепляют психическое здоровье.
4) Обеспечение психологической безопасности образовательной среды ПРИНЦИПЫ: принцип опоры на развивающее образование (личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер образования); принцип психологической защиты личности (незащищенный должен получить ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие).
Важные условия образовательной среды, создающие и обеспечивающие психологическую безопасность: 1) доброжелательное взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена и коллектива и др.); 2) дисциплина 1) доброжелательное взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена и коллектива и др.); 2) дисциплина
Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды
Структурная модель образовательной среды ОУ (психологическая характеристика) Структурная модель образовательной среды ОУ (психологическая характеристика) Личностно-эмоциональная защищенность Личностно-эмоциональная незащищенность Психологически безопасная (партнерско-диалогическая) среда Социально- психологическая умелость Манипулятивно- авторитарная среда Попустительская среда Социально- психологическая неумелость Либеральная среда