Креативный потенциал воспитанника Разработано старшим преподавателем кафедры содержания и методов воспитания АПО Захожей Н.Н.
Стратегия качества воспитания предполагает реализацию идеи развития интеллектуального ресурса нации как величайшей духовной ценности. Творческий потенциал – это фактор позитивного стимулирования индивидуально-личностного роста; интеллектуальный ресурс как главная движущая сила поступательного развития человеческого общества.
Высшей формой творческого потенциала личности является креативность как универсальная способность к продуктивной деятельности. Если творчество – это стиль (качественная характеристика деятельности), то креативность – это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности.
Сущностная структура креативности Креативный процесс Креативный продукт Креативная личность Креативная среда
Структура креативности (по Н.Ф.Вишняковой) Креативность как личностная категория, связанная с саморазвитием и самоактуализацией; Креативность как созидательный процесс; Креативность как результат деятельности, связанный с созданием нового.
Основные показатели сформированности творческих способностей воспитанников Определенный уровень знаний и умений, их качество и степень их обобщенности; Степень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения (эти качества являются основой продуктивного мышления), Уровень развития мышления, который определяется главным образом степенью способностей умственных действий и операций, которые он способен производить в процессе учебно-познавательной деятельности; Владение приемами поисковой и творческой деятельности.
Мониторинг креативного потенциала личности может включать следующие качественные показатели: Познавательную учебную деятельность. Она должна строиться с учетом возможности проявиться в различных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта и основание для трансформации этих знаний и опыта в другие сферы деятельности.
Ориентация на интеллектуальную инициативу. Она предполагает проявление самостоятельности при решении различных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, альтернативный путь решения, рассмотреть проблему на более глубоком уровне или с другой стороны.
Самостоятельность учебной деятельности. Предполагает развитие способности к самостоятельному поиску знаний, исследованию проблем. Созданию разнообразных объектов. В чем кроется залог развития творческих возможностей личности.
Активность трансформационных возможностей предметно- пространственной среды. Предполагает преобразование, которое способствует реализации творческих проявлений ребенка.
Сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Предполагает как индивидуальное обучение, так и коллективную творческую деятельность.
Проявление творческого поиска представляет собой совокупность признаков: Реконструктивное творчество; Комбинаторное творчество; Творчество через аналогию. Задача педагога – фиксировать подобные проявления ребенка на предмет: Понимания и структурирования исходной информации; Постановки задачи, поиск исходной информации; Прогнозирование решений, разработка гипотез.