С.В.Горохов, МГППУ Проектная деятельность в образовании
этапы проектирования определение проблематики; анализ существующих способов решения проблемы; исследование потребностей; создание модели проекта (определение и описание планируемой деятельности, фиксация рисков и способов их снятия/преодоления; разработка мониторинговых процедур; определение принципов финансирования и т.д.);
этапы проектирования экспертиза модели проекта; коррекция проекта (по необходимости); осуществление проектной деятельности; мониторинг становящейся деятельности; предъявление продукта деятельности; экспертиза продукта деятельности; институализация деятельности (появление новой нормы, правила); определение новой проблематики.
проблема как основание проекта проект необходим лишь в том случае, когда реализуемая в образовательном институте деятельность не эффективна, не достигает заявленных целей, не соответствует современным требованиям, предъявляемым к результатам освоения образовательной программы; необходима фиксация истинных причин недостатков, а не их внешних проявлений;
анализ подходов разрешения выявленной проблематики поиск существующих подходов к разрешению обозначенной проблематики ( см., например, проект "Кадры модернизации" ИПОП "Эврика", ) анализ эффективности описанных проектных ходов по отношению к выявленным проблемам;
выявление потребностей будущих участников проекта для успешной реализации проектной деятельности необходимо выяснить, какие именно интересы существуют у будущих участников; в качестве средств исследования могут выступать: метод экспертной оценки, анкетирование, интервью, опросники, социометрия и др., используемые в пространстве психологии;
модель проекта подробное описание планируемой деятельности (теоретических оснований, предмета, цели, способов и средств ее достижения и т.д.); описание возможных организационных и социальных рисков и механизмов их снижения/преодоления; разработка и описание мониторинговых процедур для оценки успешности хода реализации проекта; создание подробного плана-графика реализации проекта с назначением ответственного за каждый этап; определение и подробное описание принципов финансирования проекта;
экспертиза модели проекта проведение внешней, независимой экспертизы, для определения актуальности и корректности формулировки проблематики, адекватности способов достижения поставленных целей, реальность выявленных рисков и эффективность механизмов их преодоления и т.д.; внесение (по необходимости) на основании проведенной экспертизы изменений в содержание проекта;
реализация проекта проведение мероприятий, необходимых для снижения или снятия организационных или социальных рисков; осуществление действий, зафиксированных в модели проекта; осуществление мониторинговых процедур в ходе реализации проекта, анализ и корректировка возможных негативных проявлений; создание и предъявление итогового продукта деятельности; анализ эффективности проектной деятельности (степени достижения заявленных целей);
завершение проекта внешняя экспертиза итогов реализации проектной деятельности (определение степени ее эффективности); институализация деятельности (появление новой нормы в образовательном учреждении, регламентирующей взаимодействие между его представителями); определение проблематики, порождаемой новыми правилами, укорененными в образовательном учреждении.
спасибо за внимание (: