Асмолова (Плахова) Любовь Мироновна, профессор кафедры управления персоналом МИОО, asmolovalm@yandex.ru Системно-деятельностный подход к проектированию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УПРАВЛЕНИЕ как ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И ПУБЛИЧНЫЙ РЕСУРС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АСМОЛОВА (ПЛАХОВА) Любовь Мироновна, канд. пед. наук, Заслуженный.
Advertisements

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Роль профсоюзной организации в оценке деятельности учителя в свете Федеральных Государственных образовательных стандартов.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Успешные модели социализации Проектные характеристики.
Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО)
Аттестация Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. В.Ключевский.
Ваше Решение1 HR СИСТЕМА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА.
1 Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ.
Организация проектно - исследовательской деятельности студентов как условие реализации компетентностного подхода в обучении Панкова О. А. Семинар 31 октября.
Формируем профессиональные компетенции. КОМПЕТЕНТНОСТЬ – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки,
Система профессиональной практической подготовки будущих учителей в контексте компетентностного подхода.
«УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ» Мачехина Ольга Николаевна кандидат педагогических наук, доцент Мачехина Ольга Николаевна кандидат педагогических.
Мастер-класс 2011 Профессиональная компетентность педагога: понятие, сущность.
* Если воспользоваться моделями компетентности применительно к самим характеристикам менеджера по персоналу, то из всего изложенного выше ясно, что это.
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ» Горбунова Анна Юрьевна, кандидат педагогических наук, начальник научно-методического.
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.
Транксрипт:

Асмолова (Плахова) Любовь Мироновна, профессор кафедры управления персоналом МИОО, Системно-деятельностный подход к проектированию управленческих компетенций: компетенции –деятельность –компетентность

Компетенции – совокупность профессиональных характеристик, требований, которым должен отвечать человек в профессиональной деятельности

как точка пересечения ЗАДАЧИ или ситуации со СПОСОБНОСТЯМИ человека КОМПЕТЕНТНОСТЬ… как точка пересечения ЗАДАЧИ или ситуации со СПОСОБНОСТЯМИ человека является не стабильным преимуществом, продуктом взаимодействия а динамичным событием, т.е. продуктом взаимодействия вызова, ответственности, творчества и самого процесса решения проблемы. Клаусс Д. Экк Компетенции – совокупность профессиональных характеристик, требований, которым должен отвечать человек в профессиональной деятельности ?

Компетентность проявляется и как качественная характеристика личности, и как качественная характеристика деятельности КОМПЕТЕНЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТЬ «АМЕРИКАНСКИЙ» ПОДХОД направлен на выявление поведенческих характеристик компетенции, и основной вопрос, решаемый в его рамках звучит так: какие ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ определяют успешные действия (superior performance)? «АНГЛИЙСКИЙ» ПОДХОД сосредотачивается не на личностных характеристиках, а на свойствах самой деятельности. Главный вопрос, решаемый в этом направлении: каковы те ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, которые должны быть выполнены, чтобы считать результат достигнутым, удовлетворяющим заданным требованиям? «Работники проявляют компетентность в той степени, в какой их деятельность достигает или превосходит описанные стандарты (требования)" (Parry, 1996). Stoof A. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства [Электрон. ресурс] / A. Stoof, Rob L. Martens, Jeroen J.G. van Merrienboer; [пер с англ. Е. Орел]. URL:

КОМПЕТЕНЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Объектный «полюс» деятельности ОБЪЕКТНЫЙ «полюс» деятельности Субъектный «полюс» деятельности СУБЪЕКТНЫЙ «полюс» деятельности Компетентность – субъектно направленная характеристика деятельности, это «заслуга» самого человека, развивающего свои личностные и профессиональные качества, и проявляющего их в деятельности и активной жизненной позиции ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Компетенции – объектно направленная характеристика деятельности, отражающая совокупные требования к ее качеству (стандарт деятельности)

КОМПЕТЕНЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Компетентность как проявленные в деятельности компетенции Компетенции как проектируемый образ деятельности Деятельность как источник появления и развития компетенций Компетентность как условие качества деятельности и как ресурс (потенциал) деятельности

Условия труда и материально- техническое обеспечение Финансово-экономическое обеспечение Нормативно-правовое обеспечение Мотивационное обеспечение совместной деятельности Образовательная деятельность Кадровое и программно- технологическое обеспечение Управленческая деятельность Проблемы в незнании специфики объектов управления и их взаимозависимости Проблемы в чрезмерной загруженности и нерациональности управленческих технологий, в т.ч. тайм-менеджмента Проблемы в отсутствии адекватной оценки и самооценки профессиональных достижений

НПД ФЭД МТДКМД ОД МД УД ОБЪЕКТНЫЙ КОМПЕТЕНЦИИ как ОБЪЕКТНЫЙ «полюс» деятельности ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ как модели действий и операций, которые составляют предметно-направленные виды деятельности – объекты управления в ОУ ОБЪЕКТНЫЙ КОМПЕТЕНЦИИ как ОБЪЕКТНЫЙ «полюс» деятельности КОМПЕТЕНТНОСТЬ как СУБЪЕКТНЫЙ «полюс» деятельности Компетенции как требования к деятельности ? ? ? ? ?

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ как совокупности ТРЕБОВАНИЙ (характеристик, стандартов) деятельности ? ? ? ? ?

Подходы к проектированию компетенций руководителя ОУ Предметная составляющая деятельности Составляющая требований к деятельности НПДФЭД МТДКМД ОДМДУД Проектирование компетенций в области УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетенций как КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ компетенций ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетенций как задач деятельности различной сложности (от регламентированных до исследовательских и вероятностных задач) Проектирование ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ компетенций

ОБЪЕКТНЫЙ КОМПЕТЕНЦИИ как ОБЪЕКТНЫЙ «полюс» деятельности Компетенции как требования к деятельности КОМПЕТЕНТНОСТЬ как СУБЪЕКТНЫЙ «полюс» деятельности

Компетентность как проявляемая в деятельности мотивированность к оценке уровня достижений, ответственность и самооценка деятельности достижений Компетентность как проявленный в процессе выполнения функционала уровень овладения профессиональными знаниями и умениями, и обретенный опыт деятельности в конкретной должности Компетентность как выявляемый в процессе аттестации уровень соответствия профессиональных знаний, умений и опыта требуемому уровню квалификации Компетентность как мотивированность к решению профессиональных задач и способность к самооцениванию и рефлексии своего вклада в совместную деятельность Компетентность как умение ставить и решать функциональные задачи и способность к пониманию (постановке и решению) общих задач совместной деятельности Компетентность как проявленные способности и умения в РЕШЕНИИ ЗАДАЧ формирования организационной среды совместной деятельности Компетентность как ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА УСПЕШНОСТИ в совместной деятельности и мотивированность к совместной деятельности достижений Компетентность как МОТИВИРОВАННОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ и проявленная ответственность за состояние своей квалификационной подготовки Компетентность как ДОСТИЖЕНИЕ определенного уровня квалификации в определенной должности Компетентность как ДОСТИЖЕНИЕ результатов в решении общих и функциональных задач

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Действия Действия Операции Операции Компетентность как проявленные способности и умения в РЕШЕНИИ ЗАДАЧ формирования организационной среды совместной деятельности Компетентность как ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА УСПЕШНОСТИ в совместной деятельности и мотивированность к совместной деятельности достижений Компетентность как МОТИВИРОВАННОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ и проявленная ответственность за состояние своей квалификационной подготовки Компетентность как ДОСТИЖЕНИЕ определенного уровня квалификации в определенной должности Компетентность как ДОСТИЖЕНИЕ результатов в решении общих и функциональных задач Что должно включать в себя компетентное действие как основа ОЦЕНКИ деятельности

1. Компетентность как ДОСТИЖЕНИЯ в решении общих и функциональных задач 2. Компетентность как ДОСТИЖЕНИЕ определенного уровня квалификации в определенной должности 3. Компетентность как оценка ДОСТИЖЕНИЙ процесса самообразования и ответственности за состояние своей квалификационной подготовки 5. Компетентность как проявленные способности и умения в РЕШЕНИИ задач формирования организационной среды совместной деятельности 4. Компетентность как оценка и самооценка УСПЕШНОСТИ в совместной деятельности и мотивированность к совместной деятельности достижений КВАЛИФИКАЦИОННАЯ «грань» компетентного действия МОТИВАЦИОННО- ОЦЕНОЧНАЯ «грань» компетентного действия Организационно- социальная «грань» компетентного действия ЭФФЕКТИВНАЯ «грань» компетентного действия РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ «грань» компетентного действия

КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ как мобилизация профессиональных знаний и выбор эффективного решения КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ как мобилизация социальных знаний и выбор эффективных моделей поведения КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ как мобилизация рефлексивного потенциала личности РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ «грань» КВАЛИФИКАЦИОННАЯ «грань» МОТИВАЦИОННО- ОЦЕНОЧНАЯ «грань» ОРГАНИЗАЦИОННО- СОЦИАЛЬНАЯ «грань» ЭФФЕКТИВНАЯ «грань» Предметные (профессиональные) знания в действии Социальные знания в действии Рефлексия в действии КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ

КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ как мобилизация профессиональных знаний и выбор эффективного решения Предметно-знаниевая КОМПЕТЕНТНОСТЬ Предметно-знаниевая КОМПЕТЕНТНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ «грань» КВАЛИФИКАЦИОННАЯ «грань» МОТИВАЦИОННО- ОЦЕНОЧНАЯ «грань» ОРГАНИЗАЦИОННО- СОЦИАЛЬНАЯ «грань» ЭФФЕКТИВНАЯ «грань» Компетентность специалиста-управленца проявляется в деятельности : - как знание и понимание субъектом области своих полномочий и функциональных задач; - как знание круга общих для ОУ и функциональных (по должности) задач и понимание их диспозиций на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях реализации. - как уровень профессиональных (предметных) знаний и умений, которые проявлены в процессе реализации своих полномочий и функциональных задач; - как уровень соответствия профессиональным квалификационным требованиям к должности, знаниям, умениям и опыту деятельности; - как проявленная мотивированность к расширению предметной и функциональной области знаний, готовность к непрерывному самообразованию в предметной области деятельности и уровень ответственности за состояние своей квалификации;

КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ как мобилизация социальных знаний и выбор эффективных моделей поведения КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ как мобилизация социальных знаний и выбор эффективных моделей поведения Социальная КОМПЕТЕНТНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ «грань» КВАЛИФИКАЦИОННАЯ «грань» МОТИВАЦИОННО- ОЦЕНОЧНАЯ «грань» ОРГАНИЗАЦИОННО- СОЦИАЛЬНАЯ «грань» ЭФФЕКТИВНАЯ «грань» - как выбор адекватных ситуациям моделей поведения в процессе реализации полномочий и функционала; -как обладание знаниями в области теории организационного поведения и практическими знаниями специфики организационной среды и проявленные умения организации межличностного и межгруппового взаимодействия; - как уровень соответствия профессиональным квалификационным требованиям в области социальных коммуникаций; - как готовность его к решению различного рода социальных проблемных ситуаций, мотивированность к конструктивному социальному взаимодействию и способность взять на себя личную ответственность в разрешении межличностных и межгрупповых проблем взаимодействия; - как понимание общих для ОУ организационно-культурных задач формирования социальной сопричастности и функциональных (по должности) задач организации конструктивного социального взаимодействия участников образовательного процесса Компетентность специалиста-управленца проявляется в деятельности :

Рефлексивная КОМПЕТЕНТНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ «грань» КВАЛИФИКАЦИОННАЯ «грань» МОТИВАЦИОННО- ОЦЕНОЧНАЯ «грань» ОРГАНИЗАЦИОННО- СОЦИАЛЬНАЯ «грань» ЭФФЕКТИВНАЯ «грань» - как самоидентификация и самооценка своих возможностей в области полномочий и функциональных задач в управленческой должности; -как самооценка уровня своих профессиональных (предметных и социальных) знаний и их оптимальности для решения функциональных задач в управленческой должности; - как самооценка соответствия с квалификационными требованиями по исполняемой должности; - как рефлексия мотивов и мотивированности, готовности и ответственности, проявленных в решении функциональных задач; Компетентность специалиста-управленца проявляется в деятельности : КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ как мобилизация рефлексивного потенциала личности КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ как мобилизация рефлексивного потенциала личности - как рефлексия общих и социальных задач деятельности ОУ и самооценка своего вклада в совместную деятельность самоидентификация своих возможностей в процессе решения этих задач на стратегическом, тактическом и оперативном уровне

Асмолова (Плахова) Любовь Мироновна, профессор кафедры управления персоналом МИОО, БЛАГОДАРЮ за ВНИМАНИЕ!