Педагогическое общение
Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности. это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.
Роль общения в пед. процессе: средство решения учебных задач; средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитанника, обеспечивающий успешность их обучения, воспитания и развития. способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитанника, обеспечивающий успешность их обучения, воспитания и развития.
образовательная воспитательная развивающая Задачи обучения
Общение позволяет: визуальный психологический контакт с учащимися, обеспечить визуальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, формировать положительную мотивацию обучения, создавать обстановку коллективного познавательного поиска и раздумий. создавать обстановку коллективного познавательного поиска и раздумий.
Общение позволяет: наладить взаимоотношения, психологические контакты между учителем и детьми, наладить взаимоотношения, психологические контакты между учителем и детьми, формировать познавательную направленность личности, формировать познавательную направленность личности, преодолевать психологические барьеры, преодолевать психологические барьеры, складываться межличностным отношениям в ученическом коллективе. складываться межличностным отношениям в ученическом коллективе.
Общение позволяет: создавать психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности: создавать психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности: преодолевать социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе обучения (скованность, неуверенность, мнительность и т. п.); преодолевать социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе обучения (скованность, неуверенность, мнительность и т. п.); создавать возможности для выявления и учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; создавать возможности для выявления и учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; осуществлять социально-психологическую коррекцию в развитии и становлении важнейших личностных качеств. осуществлять социально-психологическую коррекцию в развитии и становлении важнейших личностных качеств.
Уровни педагогического взаимодействия Взаимодействие человека с самим собой. Взаимодействие человека с самим собой. Взаимодействие человека с самим собой. Взаимодействие человека с самим собой. Взаимодействие человека с другим человеком. Взаимодействие человека с другим человеком. Взаимодействие человека с другим человеком. Взаимодействие человека с другим человеком. Взаимодействие с определённой системой. Взаимодействие с определённой системой. Взаимодействие с определённой системой. Взаимодействие с определённой системой.
Самопознание, Самопознание, самопроектирование, самопроектирование, самоанализ, самоанализ, самооценка. самооценка.
Уровни общения Другая личность более значима Равноправность партнёров Мнение другой личности не играет никакой роли
Ученик выступает в непосредственное взаимодействие с совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является школьный коллектив.
Характеристики для определения типов педагогического взаимодействия: взаимопознание ; взаимопознание ; взаимопонимание ; взаимопонимание ; взаимоотношение ; взаимоотношение ; взаимовлияние. взаимовлияние. Л. В. Байбородова Л. В. Байбородова
Типы взаимодействия: сотрудничество, сотрудничество, диалог, диалог, соглашение, соглашение, опека, опека, подавление, подавление, конфликт, конфликт, индифферентность, индифферентность, конфронтация. конфронтация.
Диагностика «Дерево взаимоотношений» Красный цвет – конфликтные взаимоотношения, авторитарный тип общения учителя. Красный цвет – конфликтные взаимоотношения, авторитарный тип общения учителя. Желтый цвет – индифферентный тип взаимоотношений, неконфликтная модель общения; Желтый цвет – индифферентный тип взаимоотношений, неконфликтная модель общения; Зеленый цвет – взаимоотношения активного взаимодействия, сотрудничества и диалога. Зеленый цвет – взаимоотношения активного взаимодействия, сотрудничества и диалога.
Диагностика «Дерево взаимоотношений» Количествоответов сотрудничество149 индифферентный71 авторитарный11
Анализ взаимодействия «учитель – ученик» (педагоги) Для анализа и оценивания уровня педагогического взаимодействия в нашем коллективе учителям предлагалась анкета, где они прочитав каждый из вопросов, отметили символом «+», если могут согласиться с утверждением, и знаком «–», если дают отрицательный ответ.
1. Нуждаетесь ли вы в подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме? Предпочитаете ли вы беседу эмоциональному рассказу? Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (за кафедрой)? Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами? Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся? Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока? Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция учащихся: гул, шум, оживление? Повышаете ли вы голос, делаете паузу, если почувствовали невнимание к себе со стороны учащихся во время урока? Предпочитаете ли вы, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы? Замечаете ли вы изменения в настроении учащихся? Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока? Отвечаете ли вы сразу на реплики учащихся? Стремитесь ли, задав вопрос, самостоятельно на него ответить? Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?
Анализ взаимодействия «учитель – ученик» (ученики) Учащимся предлагалась анкета, где они прочитав каждый из вопросов теста, отметили символом «+», если могут согласиться с утверждением, и знаком «–», если дают отрицательный ответ. Все вопросы рассматриваются по отношению к конкретному учителю. Фамилия учителя нигде не указывается.
1. Во время объяснения учебного материала учитель, как правило, находится за учительским столом (кафедрой). 28 +, По ходу урока учитель часто приводит примеры из жизни, иллюстрируя сказанное. 20+, Учитель, как правило, ведет объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей. 12+, Учитель часто вовлекает учащихся в обсуждение темы урока. 29+, Учитель поощряет учащихся, если они вступают в диалог с ним во время объяснения темы урока. 22+, Учитель удачно шутит в ходе урока. 24+, Учителя выводит из себя любой шум, гул, оживление в классе. 8+, Если учитель чувствует невнимание к себе, то он часто повышает голос или делает паузу. 17+, Учитель приветствует, если учащиеся задают вопросы во время объяснения материала. 33+, Учитель сразу отвечает на любую реплику. 20+, Учитель замечает изменения в настроении учащихся. 21+, Учитель использует при объяснении эмоциональный рассказ. 15+, Учитель часто увлекается монологом, и ему не хватает времени на уроке. 5+, Учитель признает право учащегося на ошибку. 32+, 6-
количество ответов учащихся количество ответов учителей сотрудничество93102 индифферентный4938 авторитарный
Возможные пути улучшения педагогического взаимодействия С чего начинается взаимодействие учитель – ученик? Что делает учитель, заходя в класс? Что делает учитель, заходя в класс? На что обращаем внимание в первую очередь? Речь человека, его внешний вид, настроение.
Условия успешного взаимодействия Умение выбрать подходящий способ поведения по отношению к ученику; Умение выбрать подходящий способ поведения по отношению к ученику; Единые требования, контроль; Единые требования, контроль; Уважение к чувствам ребенка, его желаниям и интересам; Уважение к чувствам ребенка, его желаниям и интересам; Педагогическая этика, тактичность и внимание со стороны педагога; Педагогическая этика, тактичность и внимание со стороны педагога; Положительное отношение к критике; Положительное отношение к критике; Расширение кругозора преподавателя; Расширение кругозора преподавателя; Стимулирование учеников поощрением; Стимулирование учеников поощрением; Контроль за собственными негативными эмоциями (гнев, раздражение, злость, досада); Контроль за собственными негативными эмоциями (гнев, раздражение, злость, досада); Опора в работе на группы детей; Опора в работе на группы детей; Отстаивая собственные интересы, принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Отстаивая собственные интересы, принимать во внимание нужды и желания другой стороны.
Повышение психолого- педагогической компетентности педагога Овладение педагогической этикой и тактом; Освоение эффективных педагогических технологий; Соблюдение единства требований; Собственная дисциплинированность; Контроль собственного эмоционального состояния, умение владеть собой; Овладение приемами общения; Повышение обшей культуры педагога.