Педагогика поддержки ребёнка и процесса его развития в системе личностно–ориентированного воспитания
Создатели научной методики Известные российские ученые: Олег Семёнович Газман Анатолий Викторович Мудрик
Новая задача для российского образования: создание системы педагогической поддержки обучающихся в образовательных учреждениях;
Инновационная проблема Облегчить путь продвижения ребенка в образовании и в жизни.
Воспитание: -Ценности -Моральные нормы -Образцы поведения Образование Обучение: -Знания -Способы познания Педагогическая поддержка Помощь в решении проблем Помощь в познании себя Я сам
Педагогическая поддержка - «Субъектностной педагогики» - Воздействие педагога, направленное на сохранение и укрепление физических и духовных сил ребенка в жизненно-важных ситуациях его развития. - Система отношений, направленная на сказание помощи «здесь и сейчас» во имя личностного развития.
Педагогическая поддержка Ситуативная Постоянная Виды: -Соучастие -Сопереживание -Инициирование -Принятие -Помощь -Сопровождение
Структура препятствий, возникающих в образовании личности Материальные Субъективные «Я» - препятствие (личностные) Социальные «Они» - препятствие (средовые) Препятствия Отсутствие ориентации ТрудностьПроблема Школьная и внешняя среда Источник препятствий Когнитивные, эмоционально-волевая, поведенческая, компоненты структуры личности Степень материально-технического обеспечения образовательного процесса, материальное благосостояния ребенка в семье
Работа с каждой группой препятствий предполагает наличие: психологической помощи и поддержки; медицинской помощи и поддержки; социальной помощи и поддержки. Интегрирующая функция
Основные принципы обеспечения педагогической поддержки: Доброжелательность совместимость, сотрудничество, содействие опора на наличные силы и потенциальные возможности личности. безопасность, защита здоровья, человеческого достоинства ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия. реализация принципа «Не навреди» Конфиденциальность рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Действия педагога Тактично Тонко Толерантно По-доброму Требовательно Помочь в: - саморазвитии, - становлении, - социализации.
Портрет педагога ( результаты анкетирования ) На первом плане Понимание Доброту Душевность Чувство юмора На втором плане Культура и утонченность личности Широкий круг интересов Инициативность Требовательность и строгость
Технологические основы педагогической поддержки «далекая» «близкая» Рядом Технология присоединения к целостным ориентациям личности. Технология взаимоподдержки. Технология дистанции
«Мягкая» педагогическая технология «Человек – человек» глубинное общение стимулирование и подкрепление, размышление ребенка по поводу ситуации, в которой он обретает новое «Я» и изменяет свои взгляды.
Рекомендуемая литература: В. С. Кукушкин «Теория и методика воспитания», «Феникс» г. «Воспитание индивидуальности» под редакцией Е. Н. Степанова. Издание « Творческий центр». Москва 2005г. Анохина Т. В. «Педагогическая поддержка, как реальность современного образования» Газман О. С. «Неклассическое воспитание». Москва 2002г. Михотлова Н. Н., Юсфин С. М. «Педагогика поддержки». Москва 2002г. С. И. Попова. «Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя». Москва, 2005г.