Ψ ПРЕОДОЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ПЕДАГОГАМИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГТ К СТРУКТУРЕ ООП ДОУ Матвеева М.Г., педагог-психолог ГМЦ УО г. Казани
ВНЕДРЕНИЕ ФТТ Зачем это делается? Для чего мне в этом принимать участие? (что мне это дает, даст?) Что необходимо для участия во внедрении ФГТ? Какими я обладаю ресурсами для участия во внедрении ФГТ? Как определиться с тем, что я могу представить как свою разработку?
ВНЕДРЕНИЕ ФТТ Какие существуют преграды (психологические барьеры), затрудняющие принять участие во внедрении ФГТ?
Термин «барьер» (от французского – преграда препятствие) в психологическом значении рассматривается как психологическая реакция человека на препятствие, сопровождающаяся возникновением напряженного психического состояния. Барьеры психологические особое психологическое состояние, выражающееся в неадекватной пассивности субъекта и препятствующее выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм состоит в усилении негативных переживаний и установок стыда, страха, тревоги, чувства вины, заниженной самооценки, связанных с задачей и текущей ситуацией. В социальном поведении человека психологические барьеры представлены, в первую очередь, коммуникативными барьерами и барьерами смысловыми. Субъективно переживаются как трудность. А.М. Хон выделяет два типа психологических барьеров перед новы, встречающиеся у педагогов: -Когнитивный -Регулятивный
Причины возникновения психологических барьеров: значительная новизна, неожиданность ситуации; негативный прошлый опыт (приобретенная беспомощность); опасность ситуации; отсутствие гибкости и быстроты мышления (когнитивная ригидность); психологизирование (полезнее понять, что думаю и чувствую, чем пытаться определить, почему так себя веду); негативное воздействие группы или отдельных участников (социальное торможение); несовпадение интереса личности с требованиями ситуации или несоответствия индивидуальных черт личности требованиям выполняемой работы.
К психологическим барьерам относят и барьеры творчества: 1. Склонность к конформизму. 2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей. 3. Боязнь показаться слишком экстравагантным. 4. Боязнь возмездия со стороны другого человека. 5. Личностная тревожность. 6. Ригидность («вязкость») мышления.
Формы проявления психологического барьера: 1)Пассивные формы проявления 2)Активные формы проявления 3)Крайние формы проявления 4)Негативное отношение, стремление защититься от внешних воздействий
ВНЕДРЕНИЕ ФТТ Что позволит воспитателю успешно преодолеть психологические барьеры?
знатьуметьделать оформлятьпредставлятьразвивать ВНЕДРЕНИЕ ФТТ
Методы и средства обучения педагогов при преодолении психологических барьеров Саморегуляция «Мозговая атака» Деловая игра
ВНЕДРЕНИЕ ФТТ Основные рекомендации по преодолению психологических барьеров Осознайте, что барьеры есть и в чем они заключаются Определите, что перед барьером и что за ним Определите какие ресурсы у Вас и педагогов Вашего ДОУ есть и какие еще нужны Составьте программу действий Реализуйте ее в полном объеме, в оптимально короткий срок на основе рефлексии