"Разработка модели формирования толерантного сознания в детской и молодежной среде с учетом их этнического состава и региональных особенностей" Цель проекта: анализ современной детской и молодежной среды с учетом региональных особенностей и этнического состава и разработка воспитательной модели формирования толерантного сознания детей и молодежи. Задачи: анализ современной детской и молодежной среды с учетом региональных особенностей и этнического состава; анализ современной детской и молодежной среды с учетом региональных особенностей и этнического состава; составление педагогического прогноза развития толерантного сознания в детской и молодежной среде, перечня возможных отклонений и технологий их предотвращения средствами образования; составление педагогического прогноза развития толерантного сознания в детской и молодежной среде, перечня возможных отклонений и технологий их предотвращения средствами образования; разработка воспитательной модели формирования толерантного сознания детей и молодежи; разработка воспитательной модели формирования толерантного сознания детей и молодежи; разработка методических рекомендаций "Модель формирования толерантного сознания в детской и молодежной среде с учетом их этнического состава и региональных особенностей". разработка методических рекомендаций "Модель формирования толерантного сознания в детской и молодежной среде с учетом их этнического состава и региональных особенностей".
В рамках проекта проведено изучение термина «толерантность» и предпринята попытка конструктивного компромисса его применения, как в научной сфере, так и в обиходе. Исходным для русского языка выступает термин «терпимость», который означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость это гармония в многообразии. Это не только моральный долг каждого человека, но и гражданская, политическая и правовая потребность. Терпимость это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира во всех формах ее проявления. Терпимость это не уступка, снисхождение или потворство, это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должна проявляться на отдельных людей, группы и государства. Последние годы появилось новое слово, расширяющее понятие терпимость - толерантность, что по определению ЮНЕСКО означает ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к различным культурам, цивилизациям и народам, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям, социальному положению, к различным профессиям, между детьми и родителями. Толерантность – действительно проявляемая способность человека (ребенка или взрослого) принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними. Для педагога – важнейшее профессиональное качество.
Анализ современной детской и молодежной среды с учетом региональных особенностей и этнического состава. Статистика: За 4 месяца 2007г. совершено 25 убийств на почве этнической ненависти, 80 чел. ранены. (в 1 половине 2004г. – погибло-7, 2006г. – 17). В столице проживает более 5000 скинхедов, хотя в 2005г. их было около 200, осуждены 21 чел. Одной из центральных социальных проблем последнего времени становится проблема межнациональных, этнических конфликтов. Самые крайние ее проявления - террористические акты, которым подверглись многие страны и города мира. Жертвами терактов стали сотни людей разного возраста, дети. Сами теракты были совершены молодыми людьми, которые, прикрываясь идеями ислама, пытаются внести раскол в современное многонациональное общество. Именно поэтому воспитание уважения к другим культурам и религиям должно стать одним из центральных элементов работы с молодежью. На Земле сейчас насчитывается более 2 тысяч наций, народностей, племён. Их намного больше, чем государств и поэтому значительное число государств являются многонациональными. В России сегодня живут около 200 различных народов, среди которых более миллиона буддистов, около 20 миллионов мусульман и 100 миллионов христиан. Отношения между людьми не только разных религий, но и разных национальностей неоднозначны. На Ближнем Востоке, например, многие годы длятся вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Достаточно часто возникают национальные конфликты в странах Африки, в США, Бельгии, Испании. Обостренны национальные отношения в Югославии: там до сих пор идёт вооружённая борьба между народами различных национальностей. Все это относится к так называемым этническим конфликтам, основанным на борьбе за права и интересы различных этнических групп.
Данные социологических исследований 2005 год Число терактов в России снизилось более чем в два раза: Официальная статистика: [1] по сравнению с 2006 годом число терактов в 2007 году снизилось на 57%, кроме того, в 2007 году произошло 18 захватов заложников и 837 похищений людей. Всего в 2007 году в России отмечено 759 преступлений террористического характера, в основном это ложные сообщения об угрозах взрыва, наиболее неблагополучным является Северокавказский регион страны. Число преступлений экстремистской направленности в стране за последние 4 года выросло примерно в 3 раза: год год 356 В основном это преступления, совершенные на национальной или религиозной почве. В молодежной среде этот показатель выше и составляет 15%. [2][2] [2][2] Данные социологической службы общественной организации "Творческое объединение ЮНПРЕСС".- Москвичка Семейный проект. - июль, –2007 г. Социологическая служба общественной организацииТворческое объединение ЮНПРЕСС исследовала досуг и увлечение детей в свободное от школы время, а также воздействие на них развитие СМИ, прежде всего телевидения. Социологи считают, что возможно реклама и СМИ побуждают детей и подростков к насилию, непониманию друг друга и просто нетерпимости людей других национальностей. "Интенсивность агрессии" на экране, к сожалению, скорее растет, чем снижается, а вместе с ней каждое новое юное поколение получает свою порцию агрессии. Так, на фоне имеющихся бытовых и экономических неурядиц в обществе создается предрасположенность к росту криминала, выбросу накопленной агрессивной "энергии". По данным зам. главы МВД РФ генерал-полковника Александра Чекалина.- "Московский комсомолец".- 21 января 2008г.
Считается, что любое противоречие между людьми разных национальностей есть конфликт и такие конфликты - от скрытых (латентных) до кровавых вооруженных столкновений - представляют собою спонтанно возникающие и проявляющиеся формы восстановления динамического равновесия в обществе. Существует напряжённость в межнациональных отношениях и в России. Проведенный нами опрос российских студентов на предмет их отношения к людям разных национальностей, показал что более 54% из них проявляют явное отрицательное отношения к людям иной чем они национальности, а студентов русской национальности считающих, что Россия только для русских оказалось почти 60%. Наибольшую агрессию у русских вызывают представители кавказских национальностей, негроидной расы, евреи, американцы, жители стран Прибалтики и Скандинавии.[1] [1] Здесь и далее приводятся данные опроса 464 студентов, проведенного нами в вузах гг.Москва, Тула, Тверь, Ставрополь в гг. Среди опрошенных представители 14 национальностей. Оказалось, что и сами русские выступают «нелюбимой» национальностью не только для представителей кавказских национальностей, но и для татар, цыган, латышей, украинцев. Можно назвать наиболее нелюбимые для большинства опрошенных национальности России (приведены по мере убывания значения): чеченцы, чеченцы, представители других кавказских национальностей (особенно азербайджанцы и армяне), представители других кавказских национальностей (особенно азербайджанцы и армяне), русские, русские, евреи, евреи, американцы и т.д. американцы и т.д. Значительное число отрицательных голосов получили ливанцы и арабы. Традиционно отвергаемые в советские годы немцы оказались на 14 месте после татар и украинцев. Отмечу, что нацизм не только русская проблема, нацизмом сотни лет страдает все человечество. Лозунгу «Россия для русских» противостоят лозунги «Франция – французам», «Испания – испанцам!», а лозунг «Кавказ – кавказцам!» наполнен для нас, россиян, кровавым содержанием - известно много фактов взрыва домов и гибели целых семей в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Осетии, Чечни. = Под этническим конфликтом в данном случае надо понимать разного вида конкуренцию между группами - от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной борьбы за права - во всех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон другая сторона характеризуется по этническим признакам.
Национальный вопрос для Москвы и всей России достаточно болезненен, поскольку существует проблема массового притока мигрантов, ведущего к изменению этнического состава города, проявлению проблем национального характера. Приток мигрантов как таковой имеет 2 стороны: обогащает имеющуюся российскую культуру, обогащает имеющуюся российскую культуру, провоцирует ксенофобию и экстремизм. провоцирует ксенофобию и экстремизм. Считается, что свою национальность почти половина детей осознает уже к шести годам, к девяти годам о ней знают все дети. Причем у представителей этнических меньшинств это происходит обычно раньше, чем у русских. К сожалению, чаще всего не из уст родителей, а через так называемых межнациональных конфликтов: почти 12% армянских, 8% таджикских и около 19% корейских детей о своей этнической принадлежности, когда их обидели, оскорбили, подрались со мной из-за моей национальности. еврейских детей уже в возрасте 9-10лет в школе сталкивались с выпадами против своей национальности. Большинство детей связывают свою будущую жизнь со своей национальностью и не хотели бы видеть в будущем супруге человека другой национальности. Доля тех, кто пытался хотя бы раз в жизни скрывать свою этническую принадлежность, выше всего среди евреев и татар. Опрос показал, что подростки очень остро реагируют на неблаговидные поступки соплеменников. Процент тех, кто испытывал стыд за людей своей национальности, высок во всех группах. В ответах почти 1000 школьников на вопрос "Есть ли национальности, к которым вы испытываете неприязнь?" случаев было сказано: До 50% еврейских детей уже в возрасте 9-10лет в школе сталкивались с выпадами против своей национальности. Большинство детей связывают свою будущую жизнь со своей национальностью и не хотели бы видеть в будущем супруге человека другой национальности.
В качестве национальностей, к которым испытывается предубеждение, указывались, в основном, представители народов Кавказа. Это отметили 61,4% школьников. С проявлениями межнациональной неприязни подростки сталкиваются регулярно. Недоброжелательные высказывания о своем народе слышали или читали все 100% опрошенных школьников всех национальностей. Именно в отношении к представителям ближнего зарубежья наиболее часто проявляется экстремистская позиция: Мнение современного подростка в значительной степени отражает состояние массового сознания россиян. Мы попросили детей «нарисовать» портреты собственных этносов. Они это сделали в радужных красках. Русские подростки все положительные качества приписали прежде всего собственному народу и только вежливость уступили англичанам. Самым главным достоинством своих соплеменников: русские и азербайджанские школьники назвали смелость, русские и азербайджанские школьники назвали смелость, армяне и грузины - гостеприимство, армяне и грузины - гостеприимство, евреи – ум. евреи – ум. корейцы - трудолюбие, корейцы - трудолюбие, татары - доброту (поровну со свободолюбием и гостеприимством), татары - доброту (поровну со свободолюбием и гостеприимством), Из отрицательных качеств: русские и корейские подростки в большинстве отметили - лень, русские и корейские подростки в большинстве отметили - лень, азербайджанцы - агрессивность (поровну с жестокостью и завистливостью), азербайджанцы - агрессивность (поровну с жестокостью и завистливостью), армяне, грузины, евреи и татары - хитрость. армяне, грузины, евреи и татары - хитрость. Из всех названных русскими подростками народов в целом привлекательный образ в их глазах имеют: англичане, французы, итальянцы, японцы, белорусы, испанцы, корейцы, китайцы и африканцы. А непривлекательный: чеченцы, цыгане, американцы, азербайджанцы, евреи, украинцы, «кавказцы», татары, таджики, грузины, армяне и немцы.
Причины их возникновения широко изучаются специалистами в области социологии, политологии. В. Макдугалл, описывал такие конфликты с точки зрения изучаемого им «эффекта коллективной борьбы», в основе которой он ставил «инстинкт драчливости», присутствующий в характеристике любого человека и выступающий одной из сторон агрессивности. Фрейд относил такого рода конфликты к «конфликтам интересов» и считал, что разрешать их путем насилия наиболее простой и продуктивный для человека способ. При этом сам факт существования конфликта интересов, порождаемых им агрессивности, враждебности и активности, ученый считал позитивным, поскольку такая ситуация способствует стабильности, установлению чувства общности у членов этнических групп, а враждебность к другой такой группе является способом объединения одних групп против других, выступающих для первых в роли варваров. Идеи З.Фрейда оказали прямое влияние на исследования Т.Адорно. Обобщив результаты эмпирических исследований Т.Адорно сформулировал так называемый «синдром авторитарной, или этноцентрической, личности», которая характеризуется жесткой, ригидной системой социальных установок, общая тенденция неприятия всех чужих групп и завышения оценки собственной группы. По мнению Т.Адорно, это формируется в результате чересчур строгого семейного воспитания, подавляющего чувства обиды и агрессии по отношению к родителям. У такой авторитарной личности присутствует явная амбивалентность: склонность к идеализации своих родителей, наряду с бессознательной враждебностью по отношению к ним. В качестве примера приведем мнение Т.Адорно по поводу победы фашизма: она произошла потому, что авторитарная личность стала типичной для Германии времен после первой мировой войны. Исследователи и после Т.Адорно пытались объяснить расовые и этнические конфликты авторитарностью или другими личностными характеристиками. Интересны исследования М.Шерифа, который, изучая реальные конфликты, усматривал причины межгрупповых конфликтов в факторах непосредственного взаимодействия между группами и в наличии несовместимых групповых интересов. Позже А. Тэшфел в ходе реального эксперимента установил, что несовместимые групповые цели не являются обязательными условием для возникновения межгрупповой конкуренции и враждебности. Достаточным основанием может оказаться осознание принадлежности к группе, то есть социальная идентичность и связанные с ней когнитивные и перцептивные процессы.
Другая линия исследований связана с именем К.Лоренца, который, изучая агрессивное поведение людей, проявляющееся в ситуациях войны, преступления и т.п., полагал, что оно является биологически заданным и для человека вообще характерна внутри-видовая агрессия, направленная на враждебных соседей и способствующая сохранению группы. Существует гипотеза фрустрации-агрессии (Н.Миллер и Д.Доллард), согласно которой универсальное агрессивное побуждение перерастает в агрессивное поведение, только если человек подвергается фрустрации, понимаемой как любое условие, блокирующее достижение поставленной цели. Объектом агрессии может стать не только отдельная личность, но и те, кто ассоциируется с ней по тем или иным признакам, в том числе и расовой и этнической принадлежности (Л.Берковец). Часто этнические конфликты, связанны со статусными или территориальными притязаниями. В России, находящейся в ситуации социально-экономической нестабильности, например, этнические конфликты чаще всего носят социальный или политический характер и характеризуются доминированием идеи суверенитета территории, народа или этнической группы.
Способы разрешения этнических конфликтов Можно назвать несколько эффективных способов разрешения этнических конфликтов. Во-первых, это применение правовых механизмов. Понятно, что законность в подобного рода вопросах снижает уровень конфликтности. Это правовая стратегия. Далее, совершенствование системы информирования разных сторон о своих позициях и намерениях, так называемая информационная стратегия. Также продуктивной выступает и социально-психологическая стратегия, основанная на реализации принципов взаимоуважения, взаимопонимания и взаимокомпромисса. В основе реализации такой стратегии дипломатические переговоры или при невозможности их проведения, привлечение третьих, заинтересованных в положительном исходе ситуации, лиц. Приведем несколько технологий, применяемых в разных странах для разрешения межнациональных и этнических конфликтов. "Переориентировка агрессии" В случаях межнациональных и этнических конфликтов надо сделать попытку изменить направление человеческой агрессии, чтобы она не обязательно находила свое выражение в виде агрессивных и воинственных действий. Здесь следует стремиться к установлению эмоционально положительных, связей между людьми, формирование единого понимания исхода проблемы на основе общности чувств (нежелании кровопролития, достижение стабильности, сохранение авторитета сторон и др.). "Переориентированная агрессия" (термин Л.Лоренца) способна предотвратить отрицательные ее проявления. Такая переориентация в случаях молодежных конфликтов возможна через спорт, молодежные фестивали, личное знакомство людей разных национальностей и народностей и т.д.
"Постановка надгрупповых целей" Выявление и введение в урегулировочный процесс достижение которых требует объединения усилий всех представителей противоборствующих групп. "Определение и сглаживание различий" Здесь мы пользуемся описанной выше информационной стратегией разрешения конфликтов. Информация о сходстве и различиях между культурами и их представителями в значительной мере способствует улучшению отношений между ними. Хорошие результаты дает формирование так называемой надгрупповой идентичности. Конечная цель такой стратегии – устранение различий между своей и чужой группами единение и трансформация понимания культурных, расовых и других межгрупповых различий и сглаживание процесса их предъявления другим. Многие межнациональные и этнические конфликты связанны с нетерпимостью по отношению к людям другой национальности, с чувством негативизма, агрессии к представителям других этносов. Следует уже с детства воспитывать в ребенке чувство терпимости, уважения не только к своей культуре, но и к представителям других наций. В этой работе значительную роль должны играть не только семья и школа, но и средства массовой информации и другие социальные институты.