СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА Курс «Современные средства коммуникации в образовании»
Сетевое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.
Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы. Среда сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по- новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление.
Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений: Совместное мышление Толерантность. Освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий Критичность мышления Отсутствие лидера в сообществе
WEB 2.0 (Веб 2.0) Веб термин, обозначающий второй поколение сетевых сервисов. Эти сервисы позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа информацию. Веб2.0 за 5 минут учебный фильм из Ютьюб коллекцииВеб2.0 за 5 минут Ютьюб коллекции
Сервисы Веб 2.0 Сервисы Веб 2.0. или социальные сетевые сервисы - современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают: персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум)
Теоретические основания обучения Инструментализм - учение определяется инструментами и объектами, которыми пользуется учащийся - (рассматриваются научные понятия, теории и гипотезы как полезные инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом) Конструктивизм, конструкционизм - учение - активный процесс и ученик сам строит здание собственного интеллекта - (под рукой у ученика должно быть все необходимое для его работы, в том числе и модели – автор Ж.Пиаже) Социо-историзм - обучение нуждается в других - Конструкционизм - учение происходит в сообществе, где новички постепенно становятся экспертами через практическое участие в решении проблем внутри конкретной области знаний. Социальный (теория Л. Выготского сохраняет связь с теорией Ж. Пиаже (познание окружающего мира), но уделяет внимание социальной компоненте обучения (развития), активным групповым коммуникативным методам) Коннективизм основывается на теориях сети, сложноорганизованных и самоорганизующихся систем. Учение - процесс, который происходит в неопределенной, туманной и меняющейся среде, в которой постоянно происходят сдвиги основополагающих элементов
Направления использования в педагогической практике возможностей социальных сервисов Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов Создание сетевого учебного содержания Освоение информационных концепций, знаний и навыков Наблюдение за деятельностью участников сообщества Совместная деятельность
Психологические и педагогические ограничения Проблемы сетевой безопасности школьников. Многие сайты Веб 2.0 предполагают регистрацию и возможность получить информацию об авторах. Некоторые сайты (Живой Журнал)предполагают возможность общения, подобную чатам.Живой Журналчатам Инструменты Веб 2.0 не были созданы педагогами или специально для детей. Веб 2.0-инструменты вышли из корпоративной, а не образовательной культуры. Педагоги надеются найти их образовательные приложения, несмотря на то, что почти не имеют возможности влиять на развитие будущих инструментов. Большинство Веб 2.0-сообществ не заинтересовано в реформированию образования. Веб 2.0 не вызывает особого интереса у представителей педагогической психологии и даже у педагогического сообщества. Учителя не видят оснований для того, чтобы тратить свое время на освоение средств, которые меняются так быстро, и разработку на их основе педагогических технологий, которые завтра могут оказаться ненужными. Существует очень мало серьезных научных материалов в Веб 2.0. Фактически, многие люди в блогосфере открыто пренебрегают наукой и являются сторонниками изначально антинаучного движения "мудрости толпы".блогосфере
Вопросы для обсуждения Является ли Веб 2.0 полезным средством для обучения? Нужен ли Веб 2.0 для будущих успехов учеников, для развития навыков работы, которые пригодятся им в будущем, для формирования навыков цифровой грамотности и цифрового гражданства? Пора ли уже начинать учить цифровому гражданству? Происходят ли формальные изменения в структуре образования, связанные с он-лайн обучением, и какую роль в этих изменениях играет Веб 2.0 ? Принятие технических решений - почему так трудно внедрить новые технологии в школе? Какие конфликты возникают между школьной безопасностью и внедрением технологий Веб 2.0 ? Публичность жизни - насколько прозрачна может быть жизнь учеников? Разрыв подготовки: профессиональная подготовка и быстрая смена технологий. Как мы можем постоянно обновлять наши умения в том, что только что понято? Есть ли смысл тратить свое время на освоение средств, которые меняются так быстро, и разработку на их основе педагогических технологий, которые завтра могут оказаться ненужными.
Информационные источники Быховский Я.С., Коровко А.В., Патаракин Е.Д. Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию. Учебно-методическое пособие. М.: Интуит.ру, use-web-20-historical.html Почему учителя не используют Веб 2.0http:// use-web-20-historical.html Все что нужно знать о средствах электронного обучения learning_20_all_you_need_to_know.phphttp:// learning_20_all_you_need_to_know.php