Психология познания Тема 10. Средства познания Семестр4. Тема10. Лекция1
Общая характеристика процессов познания а) Познание – процесс приобретения, хранения, трансформации и использования информации (знаний). Любое поведение опосредовано знаниями; б) Активный характер познания; в) Генетическая и культурная обусловленность познавательных процессов.
Информация – количественная мера уничтожения неопределенности. (Н. Винер)
Формы и средства представления реальности действие, образ, знак.
Дж. Брунер (1915)
Познание и действие
А.Л. Ярбус (1965)
Признаки активного поведения: 1.Наличие цели/задачи 2.Наличие программы (плана) 3.Наличие обратных связей (кор- рекций) по ходу осуществления 4.Наличие опережающего отражения
Еще раз о когнитивных схемах Когнитивные схемы не предполагают резкого разграничения между формой и содержанием. Виды схем: Перцептивный цикл, Фрейм, Скрипт, Прототип
У. Найссер (1967) «Схема принимает информацию, как только последняя оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации; схема направляет движения и исследовательскую активность, благодаря которым открывается доступ к новой инфор- мации, вызывающей в свою очередь дальнейшие изменения схемы.»
Еще раз о когнитивных схемах Функции схем : план сбора информации, отбор информации, изменение направления поиска информации Ассимиляция и аккомодация.
Когнитивные схемы: перцептивный цикл
Общая характеристика процессов познания Образ мира – объединение пространственных и непространственных свойств предметов и явлений; 5 измерений Иерархия и гетерархия
Общая характеристика процессов познания. Стратегии описания познания: -«снизу-вверх», -«сверху вниз» -«взаимодействие субъекта и объекта»
Модели познания Уровни переработки – блочные модели Коннекционизм – сетевые модели Модульные конструкции – множество локальных блоков
Образ / Знаковая система
Общее представление о познавательном (перцептивном) действии Движение и действие Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Основные процессы решения задачи. Регистрация двигательной (объективной) активности при решении мыслительных задач.
Held, Hein, 1963
Сенсомоторный интеллект (Ж. Пиаже) Восприятие + моторика Соответствие движения схеме предмета Целесообразность движения Развитие схем действия
Наглядно-действенное мышление
Познание и образ
Образ Форма наглядной репрезентации предметов или событий «Изоморфизм» между образом и предметом
Классификации образов Образ /Перцептивный / Образ памяти образ воображения Отсутствие чувственной ткани! Перцептивный образ – Ментальный образ
Теория «двойного кодирования» (Пайвио, 1971) Отдельные репрезентации для вербальной и зрительной информации. Сходство и различия между перцептивным и ментальным (умственным) образом
Эксперимент Р. Санты (1977)
Результаты исследования Санты
Мыслительное вращение (Шепард, 1974)
Результаты Шепарда
Организация ментального образа Искажения когнитивных карт (Стивенс, 1978)
«Феномены Пиаже» Феномены наглядно-интуитивного мышления: Отсутствие сохранение объема, количества вещества, числа
«Феномены Пиаже»: отсутствие сохранения числа
Познание и знак (пропозиция)
Язык и речь Знак – связь означающего и означаемого Знаковая система Язык – система знаков и правил оперирования ими. Речь – процесс использования языка Возможности знаковой репрезентации бесконечны!
Гипотеза лингвистической относительности (Сепира-Уорфа) Влияет ли язык на мышление своего носителя? 2 формулировки: «сильная» и «слабая»
Противопоставление языка и речи (Ф. де Соссюр) Язык : -Стабилен -Обладает общественной природой -Требует теоретического овладения Речь : -Динамична -Индивидуальна -Допускает практическое, стихийное овладение
Виды и функции речи Виды речи: Устная – письменная, Внешняя –эгоцентрическая – внутренняя, монологическая – диалогическая. Функции речи: Общение/мышление Индикативная, номинативная, сигнификативная, иллокутивная (эмоц. воздействие) Внешняя и внутренняя сторона речи
Мышление и речь Принципы анализа: элементы / единицы Слово – средство общения и обобщения Значение слова как единица речевого мышления. Как связаны между собой мышление и речь?
Свойства внутренней речи (Л.С. Выготский) предикативность, редукция физической стороны речи, редукция грамматики и синтаксиса, превалирование смысла над значением слова, агглютинация семантических единиц, идиоматичность
Как и что репрезентируют знаки? 1.Называют, обозначают вещи и т.д. Пример: слова. 2.В некоторых случаях влияние знака очень сильно – лингвистическая относительность. 3.Речь помогает мышлению – для этого она становится внутренней речью. 4.Знаковая репрезентация развивается в онтогенезе!
Развитие мышления: операции и формы репрезентации Мышление как ВПФ Генетические корни мышления и речи: пути их развития в фило- и онтогенезе Дискуссия о природе эгоцентрической речи Формы эгоцентрической речи (Пиаже): Повторение. Монолог. Монолог вдвоем или коллективный монолог.
Развитие мышления: операции и формы репрезентации Развитие обобщения: Означающие постоянны, а значения слов развиваются! Понятие и его функциональные эквива- ленты: синкрет, комплекс, предпонятие Научные понятия и житейские
Эксперимент Выготского- Сахарова: материал
Развитие форм репрезентаций Рубинштейн С.Л.: Наглядно-действенное М., наглядно-образное М., вербально-логическое М.
Развитие операций Пиаже Ж.: Сенсо-моторный интеллект – объединение сенсорики и моторики на основе действий Наглядно-интуитивное мышление – действий на основе образов Стадия конкретных операций – образов на основе конкретных операций Стадия формальных операций – конкретных операций на основе формальных