Педагогика и психология профильной и высшей школы Н.И.Фатеева Тема: Проблема качества образования
Вопросы для обсуждения: 1. Содержание понятия «качество образования». 2. Показатели качества образования. 3. Создание ОСОКО и ее основные цели. 4. Этапы оценки качества образования. 5.Международные программы по оценке образовательных достижений учащихся. 6. Результаты исследований по международным программам в России.
Понятие качества образования Под КО понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личн. ожиданиям (Болотов В.А. Тезисы доклада на меж. регион. сем. По ОСОКО 2004г.)
Показатели качества образования 1 группа – характеристики качества содержания образования и организации учебного процесса (содержание ОПП и технологии ее освоения). 2 группа – характеристики доступности и индивидуализации обучения. 3 группа – характеристики оценивания качества учебных достижений. 4группа – показатели интенсивности инновационной деятельности преподавателей и вуза в целом.
5 группа – показатели, отражающие информацию о финансировании образования, кадровом обеспечении, материально-техническом и методическом оснащении. 6 группа – характеристики эффективности управленческой деятельности (вовлеченность преподавателей и студентов в упр.обр.) Показатели КО (продолжение)
Создание ОСОКО Создание ОСОКО – Общероссийской системы оценки качества образования. Основные цели ее создания: обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательное учреждение; сохранение единого образовательного пространства; развитие Гос.ат.службы;
Создание ОСОКО (продолжение) Целью создания ОСОКО также являются: повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решения о продолжении образования или трудоустройстве; принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования.
Этапы оценки КО Выделение показателей качества (они могут различаться на разных этапах). Определение критериев оценки по каждому показателю. Разработка инструментария для измерения показателей. Организация сбора, обработки, анализа и интерпретации полученных данных. Организация широкого обсуждения…
Международные программы по оценке образовательных достижений учащихся Исследования PISA – международная программа для оценки компетентности выпускников основной школы (15лет.). Исследования TIMSS – мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (IV и VIII класс). Участие России в этих программах.
Результаты исследований в России По программе TIMSS – хорошие результаты. По программе PISA – низкий уровень применения знаний в ситуациях, отличных от учебных (неумение работать с информацией, анализировать тексты и нетекстовую информацию, проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и т.п.) Выделенные в связи с этим проблемы: 1)перегруженность программ и учебников фактологическим материалом; 2)слабое внимание уделяется формированию общеучебных и интеллектуальных умений.