ИПОП "Эврика", декабрь 2011 «Основания деятельности педагогических коллективов школ, обеспечивающих введение ФГОС»
Результаты освоения обучающимися ООП ОУ: предметные; личностные; метапредметные, включающие: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Сквозные образовательные результаты образовательная самостоятельность (умение обучающегося создавать и использовать средства для собственного личностного развития); образовательная инициатива (умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать); образовательная ответственность (умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях).
Методологические основания педагогической технологии педагогическая технология «работает» только в рамках определенной научной теории; одного и того же результата можно достичь при помощи различных технологий; эклектический подход при выборе педагогических технологий невозможен;
педагогическая технология жестко привязана к той теории, в рамках которой создается (от теоретического основания, первичной гипотезы, научного, понятийного языка и т.д.); типы технологий: - ориентированная на фиксированный результат; - ориентирована на веер результатов; - задает условия для саморазвития и творчества; внутреннее содержание внешней формы реализации технологии (занятие, исследовательский проект, социальная практика и т.д.), должно соответствовать теоретическим основаниям;
Компетенции учителя в рамках реализации ФГОС владение современными информационными технологиями; обеспечение выстраивания индивидуальных образовательных траекторий развития школьника; умение моделировать различные условия для разных видов деятельности школьников (проектной, исследовательской, творческой и т.д.); владение оценочными процедурами всех типов образовательных результатов и их динамики;
Традиционная школа (Я.А.Коменский, ассоциативная психология) достоинства: возможность фронтального обучения; простота технологии; ограниченность и конкретность задач; легкость в оценке результатов обучения; недостатки: основной упор на запоминание и воспроизведение предлагаемого учителем материала; невозможность применить ЗУНы при решении новых задач; сложность социализации в изменяющемся мире;
Традиционная школа
Проблемное обучение (гештальтпсихология, когнитивная психология) достоинства: новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем; формирование познавательной мотивации; индивидуальный темп (ученика или группы) продвижения в содержании; способность применять полученные знания и умения в новых ситуациях; недостатки: сложность стандартизации учебной деятельности; разные возможности у учеников; непредсказуемость результатов;
Проблемное обучение
Развивающее обучение Л.Занкова (как бы Л.С.Выготский) достоинства: относительная простота технологии; высокий темп обучения; постоянное освоение нового материала; жесткая система оценивания «новообразований» высокий уровень предметных достижений учеников; недостатки: «элитарность», ориентация на «сильных» учеников; игнорирование зоны ближайшего развития;
Развивающее обучение Л.В.Занкова
Развивающее обучение Д.Эльконина – В.Давыдова (Культурно-историческая теория, Теория деятельности) достоинства: особый тип учебных задач (при котором способ ее решение не задан заранее); поиск учеником обобщенных способов действия на различном содержании; разные типы занятий (не только предметные); содержательный тип оценки; недостатки: сложность подготовки учителя;
Развивающее обучение Д.Эльконина – В.Давыдова
необходимое послесловие: учитель должен понимать, в рамках какой научной теории он действует, и исходя из нее выстраивать свое представление о социально-психологических особенностях подростка; учитель должен совершать осознанный выбор между педагогическими технологиями, понимая что, как и зачем он делает; учитель должен нести ответственность за результат, совершая выбор между той или иной педагогической технологией.
спасибо за внимание (: