Московский государственный институт международных отношений Кафедра философии Классическая индийская философия Лекция 4 Йога
Йога Литература классической йоги Санкхья и йога «Психология» и практика йоги Пять состояний менталитета (читта-вритти) Пять изъянов менталитета (клеши) Пять уровней менталитета (читта-бхуми) Пять ступеней самадхи Восемь вспомогательных средств йоги
Патанджали Йога-сутра IV-V в. Вьяса Йога-сутра-бхашья VI в. Бходжа Раджа-мартанда XI в. Вачаспати Мишра Таттва-вайшаради IX в. Виджняна Бхикшу Йога-сара-санграха XVI в. Литература классической йоги Виджняна Бхикшу Йога-варттика XVI в. Комментарии к Патанджали-сутре Сутры йоги Субкомментарии к Вьяса-бхашье Компендиум
Манас Махат | Буддхи Аханкара Пракрити (прадхана) Пуруша Центральный орган Органы восприятия Органы действия Тонкие элементы Вещественные элементы Слух Осязание Зрение Вкус Обоняние Рот Руки Ноги Гениталии Органы выделения Звук Осязание Цвет Вкус Запах Эфир Воздух Огонь Вода Земля Пуруша Ишвара Верховный Пуруша Теисти- ческая санкхья ЧИТТА
Читта Менталитет (читта) Буддхи Аханкара Манас Концепция йоги Концепции санкхьи
Пять состояний менталитета Читта-вритти («модификации ума») Чувственное восприятие Логический вывод Устное свидетельство Прамана истинное познание Випарьяя заблуждение Викальпа словесное знание Нидра сон Смрити память Ложное знание, основанное не на собственной форме объекта Сомнение Вызывается преобладанием тамаса Умозрительное конструирование на основе вербальных смыслов, лишённое референции Воспроизведение (без изменений и добавлений) минувших переживаний
Пять состояний менталитета Читта-вритти («модификации ума») Прамана истинное познание Випарьяя ложное познание Викальпа словесное знание Нидра сон Смрити память Цель йоги – прекращение модификаций ума.
Пять изъянов менталитета Клеши («отягощения ума») Понимание невечного как вечного Понимание не-Я как Я Понимание неприятного как приятного Понимание нечистого как чистого Авидья неведение Асмита эгоцентризм Рага влечение Двеша отвращение Абхинивеша привязанность к жизни Понимание Я как тождественного с интеллектом Отвращение к боли и её причинам Желание наслаждений и средств их получения Инстинктивная боязнь смерти, характерная для всех живых существ
Пять уровней менталитета Читта-бхуми («ступени мысли») Читта, находящийся под влиянием раджаса и тамаса, переключается с одного чувственного объекта на другой, ни на одном не задерживаясь. Кшипта беспокойное Мудха замутнённое Викшипта рассеянное Экарга сосредоточенное Нируддха остановленное Читта находится под преимущественным влиянием тамаса, его связь с чувственными объектами ослабляется. Очищенный от примеси раджаса, став совершенным проявлением саттвы, читта способен сосредоточиться на одном объекте и постичь его природу. Читта, свободный от влияния тамаса и соприкасающийся только с раджасом, уже способен регулировать свою связь с чувственными объектами. Всякая душевная деятельность прекращается, читта, освободившись от связи с объектами, пребывает в состоянии полной невозмутимости.
Пять уровней менталитета Читта-бхуми («ступени мысли») Кшипта беспокойное Мудха замутнённое Викшипта рассеянное Экарга сосредоточенное Нируддха остановленное Сампраджнята-йога йога с осознанием = = Асампраджнята-йога йога без осознания Самадхи-йога
Пять ступеней самадхи Сосредоточение на «грубом» (чувственном) объекте Савитарка-самадхи дискурсивное Савичара-самадхи с дифференциацией Сананда-самахи с блаженством Сасмита-самадхи с самостью Асампраджята- самадхи Сосредоточение на «тонком» объекте (танматре) Сосредоточение на Я Сосредоточение на внутреннем органе (манасе) Сознание абсолютно чисто (безобъектно) САМПРАДЖНЯТА-САМАДХИ Концентрация на объекте
Восемь вспомогательных средств йоги Ахимса (ненасилие) Сатья (правдивость) Астейя (честность) Брахмачарья (воздержание) Апариграха (неприятие даров) Нияма соблюдение предписаний Асана позы Пранаяма регуляция дыхания Пратьяхара отвлечение [чувств] Дхарана концентрация Яма самоконтроль Дхьяна созерцание Самадхи сосредоточение Внешние средства йоги Внутренние средства йоги
Восемь вспомогательных средств йоги Нияма соблюдение предписаний Асана позы Пранаяма регуляция дыхания Пратьяхара отвлечение [чувств] Дхарана концентрация Яма самоконтроль Дхьяна созерцание Самадхи сосредоточение Внешние средства йоги Внутренние средства йоги Ахимса, сатья, астейя, брахмачарья, апариграха Шауча (чистота) Сантоша (удовлетворенность) Тапас (подвижничество) Свадхьяя (самообучение) Ишваропранидхана (преданность Богу)
Восемь вспомогательных средств йоги Нияма соблюдение предписаний Асана позы Пранаяма регуляция дыхания Пратьяхара отвлечение [чувств] Дхарана концентрация Яма самоконтроль Дхьяна созерцание Самадхи сосредоточение Внешние средства йоги Внутренние средства йоги Ахимса, сатья, астейя, брахмачарья, апариграха Шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, ишваропранидхана Поза лотоса Поза героя Свастика Поза палки Поза сидящего журавля Поза сидящего слона Поза сидящего верблюда и т.д.
Восемь вспомогательных средств йоги Нияма соблюдение предписаний Асана позы Пранаяма регуляция дыхания Пратьяхара отвлечение [чувств] Дхарана концентрация Яма самоконтроль Дхьяна созерцание Самадхи сосредоточение Внешние средства йоги Внутренние средства йоги Ахимса, сатья, астейя, брахмачарья, апариграха Шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, ишваропранидхана Лотос, герой, свастика, палка, сидящие журавль, слон, верблюд и т.д. Приостановка дыхания после выдоха (речака) Приостановка дыхания после вдоха (пурака) Задержка дыхания (кумбхака)
Восемь вспомогательных средств йоги Нияма соблюдение предписаний Асана позы Пранаяма регуляция дыхания Пратьяхара отвлечение [чувств] Дхарана концентрация Яма самоконтроль Дхьяна созерцание Самадхи сосредоточение Внешние средства йоги Внутренние средства йоги Ахимса, сатья, астейя, брахмачарья, апариграха Шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, ишваропранидхана Лотос, герой, свастика, палка, сидящие журавль, слон, верблюд и т.д. Речака, пурака, кумбхака Удаление чувств от внешних объектов: ум не подвергается воздействию зрительных образов и звуков, но подчиняет эти чувства себе и заставляет глаза видеть, а уши слышать свои собственные объекты.
Восемь вспомогательных средств йоги Нияма соблюдение предписаний Асана позы Пранаяма регуляция дыхания Пратьяхара отвлечение [чувств] Дхарана концентрация Яма самоконтроль Дхьяна созерцание Самадхи сосредоточение Внешние средства йоги Внутренние средства йоги Ахимса, сатья, астейя, брахмачарья, апариграха Шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, ишваропранидхана Лотос, герой, свастика, палка, сидящие журавль, слон, верблюд и т.д. Речака, пурака, кумбхака Удаление чувств от внешних объектов и подчинение их уму Фиксация сознания на пупочной чакре, лотосе сердца, кончике носа и т.п. Сознание фокусируется на созерцаемом объекте и не нарушается никакими другими содержаниями.
Восемь вспомогательных средств йоги Нияма соблюдение предписаний Асана позы Пранаяма регуляция дыхания Пратьяхара отвлечение [чувств] Дхарана концентрация Яма самоконтроль Дхьяна созерцание Самадхи сосредоточение Внешние средства йоги Внутренние средства йоги Ахимса, сатья, астейя, брахмачарья, апариграха Шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, ишваропранидхана Лотос, герой, свастика, палка, сидящие журавль, слон, верблюд и т.д. Речака, пурака, кумбхака Удаление чувств от внешних объектов и подчинение их уму Фиксация сознания на пупочной чакре, лотосе сердца, кончике носа и т.п. Сфокусированность сознания на созерцаемом объекте Сознание как бы лишается собственной формы (самосознания) и уже не различает объект и акт мысли.
Вопросы?