Метод(от греч. «путь исследования, теория, учение») - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Методы исследования - это инструменты научного познания, с помощью которых мы познаем истину, открываем закономерные связи явлений.
Требования к методам: методы исследования должны соответствовать целям и задачам, специфики решаемой проблемы, субъектному опыту исследователя. Чем правильнее выбраны методы, тем точнее результат.
Классификация методов исследования: 1. На основе этапов исследования: накопление фактов (анализ литературы, документов, опрос, наблюдение и т.д.); обобщение и осмысление собранных фактов (сравнительно-исторический и причинно-следственный анализ, моделирование, мысленный эксперимент); методы проверки гипотез ( эксперимент, опытная работа).
Классификация методов исследования: 2. На основе характера процесса познания: теоретические – способствуют систематизации и обобщению знаний, уточнению эмпирически выработанных принципов и понятий, терминологии: обеспечивают разработку научной теории как логически структурированных знаний об объективных законах действительности. эмпирические – обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходных данных изучаемых явлений для создания научной теории.
Виды теоретических методов исследования: сравнительно-исторический анализ – метод, в котором выявляется общее и специфическое в сравниваемых явлениях в различные периоды их развития. Основными задачами этого метода являются: выявление и сравнение этапов (уровней ) развития исследуемого явления; выяснение условий развития явления; демонстрация динамики взглядов на рассматриваемое явление; установление изменений, произошедших в изучаемых явлениях в сравниваемые периоды; выявление факторов долговременного действия, обеспечивающих общую тенденцию изменения исследуемого явления; объяснение процесса «рождения» понятия.
Причинно-следственный анализ - метод, устанавливающий детерминированную условиями причинно-следственную зависимость между исследуемыми явлениями. Основная задача: в обилии изучаемых явлений определить их главные, внутренние причины, характеризующиеся сущностными, глубинными процессами, лежащими в основе явлений; осознание происхождения исследуемого явления и его роль в ряду других, сходных явлений.
Восхождение от абстрактного к конкретному - метод, заключающийся в движении мысли от одностороннего знания ко все более полному и всестороннему раскрытию сущности исследуемого явления. Задача: движение научно-познавательного процесса от менее содержательного знания к более содержательному.
Генетический метод - метод, исследующий возникновение и становление развивающихся явлений. Предполагает анализ некоего исходного состояния явления и выведение из него последующих состояний. Задачи: проследить за возникновением явления; определить его исходное состояние; охарактеризовать последовательность изменения на различных ступенях его развития; выявить тенденции явления в процессе становления.
Формализация - метод отражения результатов мышления в абстрагируемых от конкретного содержания точных понятиях или утверждениях. Задача: обобщение различных по содержанию сторон изучаемых явлений и полном абстрагировании от этого содержания; помогает создать соответствующую структуру теории; анализ, уточнение и развертывание научных понятий.
Моделирование - метод исследования объектов познания на их моделях. Это построение и изучение моделей реально существующих управленческих процессов и явлений для определения (улучшения) их характеристик. Задачи: помогает систематизировать знания об изучаемых явлениях и процессах; намечает характер связей между элементами явлений; открывает возможности для создания более совершенных классификаций; обнаруживает недостатки в анализе внешних и внутренних связей; помогает глубокому раскрытию содержания изучаемых явлений; определяет тенденции их развития.
Мысленный эксперимент - способ (метод) мышления, при котором явления действительности исследуются абстрактно, на идеализированных объектах. Задача: построение соответствующего искусственного, формализованного, научного языка.
Эмпирические методы исследования: Лонгитюдный метод – многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых (или групп) в процессе их развития. Наблюдение – метод сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации психических явлений на основе их преднамеренного и систематического восприятия. Методы опроса – это способы получения информации в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (с помощью опросника-анкеты) общения исследователя с испытуемым.
Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Интервью – разновидность беседы. В беседе происходит взаимный обмен информацией, а в интервью исследователь только задает вопросы, не высказываясь по их сути, а респондент отвечает. Письменный опрос – анкетирование. Осуществляется с помощью анкет. Анализ продуктов деятельности заключается в психологическом изучении результатов учебно- профессионального труда обучаемых: графических документов (чертежей, схем, проектов), различных поделок, технических устройств, производственных изделий и т.п.
Метод эксперимента - получение нового научного знания в контролируемых и управляемых условиях. Количественный анализ документа - «контент-анализ» - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в котором в соответствии с целями исследования выявляются определенные смысловые единицы содержания и формы информации.
Психобиография – метод психологического изучения жизненного пути конкретных лиц. Тестирование – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. К методам обработки количественных данных относятся статистические приемы подведения итогов исследования, выявления определенных связей между ними, проверки достоверности выдвинутой гипотезы. Математическая обработка результатов обеспечивает доказательность (репрезентативность) исследований.
Этапы подготовки научной публикации: Формулирование названия публикации. Написание аннотации. Написание научной статьи. Редактирование научной продукции.