Тема 2. Закономерности управления социально- экономическими системами
План лекции 1.Виды и классификация законов. Характеристика законов менеджмента 2.Закономерности управления – основа теории управления. 3.Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистем. Литература: Семенов А.К., Набоков В.И. Терминология менеджмента. Словарь, 2002
Теория управления комплекс теоретических положений, позволяющих дать описание, объяснение и предвидение объективных явлений управления; совокупность категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления. Объект - социально-экономическая система. Иногда объектом изучения называют организацию. Предмет изучения специфическое явление общественной жизни, деятельности человека, которое имеет название «управление».
Закономерности управления необходимые, устойчивые и существенные отношения или взаимосвязи, определяющие развитие и функционирование систем управления. объективно существующие и систематически повторяющиеся взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными процессами и явлениями в управлении.
Закон организации это устойчивые количественные и качественные соотношения между управляющей и управляемой системой. Законы аналогично зависимостям бывают объективными и субъективными, кратковременными и устоявшимися, моральными и аморальными. Объективные законы носят название «законы организации». Менеджмент основывается на системе экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений.
Законы и закономерности управления это объективно существующие, постоянные, повторяющиеся причинно- следственные связи экономических явлений и процессов в области производства, распределения и обращения (обмена) материальных благ и услуг. Они действуют независимо от воли и желания людей, больше того, как бы определяют поведение людей в сфере экономики.
Группы законов и закономерностей Законы, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию. Законы менеджмента: –Закон специализации управления; –Закон интеграции управления; –Закон экономии времени.
Законы менеджмента Это объективно существующие, постоянные, повторяющиеся причинно- следственные связи явлений и процессов закон специализации управления: –современное производство характеризуется использованием новейших технологических процессов, высокой степенью организации труда и информационных систем. Такое производство требует узкоспециализированного управления, глубоких знаний, наличия специального образования у менеджеров
Закон интеграции управления вытекает из единства производства и управления. С одной стороны, это объединение структурных подразделений, цехов, производств в единый производственный организм – предприятие, фирму, с другой – это соединение узкоспециализированных управленческих действий в единый управленческий процесс. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы, потребность поддержания жизнедеятельности организации, требования рынка.
Закон экономии времени: –эффективность предпринимаемых управленческих действий определяется скоростью реакции менеджмента на потребности рынка. –Принятие решения менеджером в более короткое время по сравнению с конкурирующей фирмой обеспечивает положительное влияние на конечные результаты работы организации
Управляющая подсистема подсистема системы менеджмента, в которой регламентируются требования к качеству управленческих решений, и организуется процесс управления по достижению целей и задач системы. К компонентам управляющей подсистемы относятся: управление персоналом; социология и психология менеджмента; разработка и реализация управленческого решения; анализ и прогнозирование.
Управляемая подсистема не всякое воздействие, осуществляемое менеджером или управляющей системой, вызывает активную деятельность и адекватно соответствует предполагаемому результату. Существуют различные виды реакции на управленческое воздействие: бездействие, формальное безынициативное действие, противодействие. активность, дополнительная деятельность, восприимчивость замысла и задач, энтузиазм, организованность, ответственность.
Факторы управляемости мотивация, организация управления, лидерство, работа с персоналом, качество цели, миссии и стратегии, качество управленческих решений, участие работников в управлении.