Пупенко Д.П. Лекция 4. Развитие теорий общественных финансов Институциональная теория
Пупенко Д.П. План: 1. Основные идеи институционализма 2. Теория государства
Пупенко Д.П. 1. Основные идеи институционализма
Пупенко Д.П. Ограничения на применение неоклассической модели: Полнота информации Полнота информации Совершенная конкуренция Совершенная конкуренция Homo oeconomicus Homo oeconomicus Игнорирование политических, социальных, психологических факторов в функционировании экономического механизма Игнорирование политических, социальных, психологических факторов в функционировании экономического механизма
Пупенко Д.П.Имена Веблен Т. Теория праздного класса (1899г.); Митчелл У. Экономические циклы (1913 г.); Коммонс Дж. Институциональная экон. теория (1934 г.); Мюрдаль Г. Мировая экономика: проблемы и перспективы (1956 г.); Коуз Р. Природа фирмы (1937 г.), Проблема социальных издержек (1960 г.); Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество (1969г.), Экономические теории и цели общества (1976 г.); Перру Ф. Активные единицы и новые математические методы: пересмотр теории общего экономического равновесия (1975 г.); Бьюкенен Дж. Границы свободы (1975 г.); Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики (1990 г.).
Пупенко Д.П. Институциональная теория Предмет исследования: институты (происхождение, эволюция, роль в определении экономического поведения индивидов и социальных групп). Методология: междисциплинарный подход (сочетание методов экономики, социологии, философии, психологии, истории).
Пупенко Д.П. Ключевые понятия институциональной теории ИнститутыНормы Трансакционные издержки
Пупенко Д.П. Институты «создаваемые людьми рамки, которые структурируют политические, экономические и социальные взаимодействия» Дуглас Норт
Институты Формальные (закрепленные в законе); Формальные (закрепленные в законе); Неформальные (обычаи, традиции, правила поведения). Неформальные (обычаи, традиции, правила поведения).
Пупенко Д.П. Норма - предпосылка рационального поведения (экономика соглашений); - результат выбора (теория общественного выбора).
Трансакционные издержки любые издержки, связанные с координацией и взаимодействием экономических субъектов
Пупенко Д.П. Трансакционные издержки, возникающие до заключения сделки Издержки поиска информации Издержки ведения переговоров Издержки измерения Издержки заключения контракта
Пупенко Д.П. Трансакционные издержки, возникающие после заключения сделки Издержки мониторинга Издержки защиты прав собственности Издержки защиты от третьих лиц
Пупенко Д.П. Оценка трансакционных издержек (макроуровень) Доля трансакционного сектора в ВНП (оптовая и розничная торговля, страхование, банковская система, затраты на аппарат управления в отрасли, затраты на судебную и правоохранительную деятельность государства) Трансакционные издержки на единицу продукции
Пупенко Д.П. Доля государственного трансакционного сектора Затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность: 13,9% ВНП в США (1970 г.); 13,9% ВНП в США (1970 г.); 1,6% ВНП в РФ (1997 г.). 1,6% ВНП в РФ (1997 г.).
Пупенко Д.П. Цена подчинения закону Издержки доступа к закону Издержки продолжения деятельности в рамках закона Затраты на регистрацию юр. лица в РФ Форма предприятия В днях В руб. ООО ЗАО ПБЮЛ
Пупенко Д.П. Высокая цена подчинения закону Внелегальная экономика (теневой сектор)
Пупенко Д.П. Выводы Институты – фундаментальный фактор развития экономики. Институты снижают неопределенность и риски в рыночных взаимодействиях. На поведение экономического субъекта оказывают влияние трансакционные издержки. Если трансакционные издержки в легальном секторе экономики ниже, чем в нелегальном, индивид будет добровольно подчиняться закону.
Пупенко Д.П. 3. Теория государства
Пупенко Д.П. Государство - особый случай властных отношений, возникающих на основе передачи гражданами части своих прав Почему граждане отказываются от части своих «естественных» прав в пользу государства?
Функции государства, обусловленные «провалами» рынка: Спецификация и защита прав собственности. Создание каналов обмена информации. Разработка стандартов мер и весов. Создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг. Правоохранительная деятельность и выполнение роли «третьей» стороны в конфликтах. Производство общественных благ.
Пупенко Д.П. «Границы» государства определяются кругом сделок, в которых государство действует в качестве гаранта более эффективно, чем другие субъекты (сокращение трансакционных издержек); зависят от конкретных исторических условий.
Пупенко Д.П. Типология государств «Парадокс подчиненного»: с одной стороны, человек участвует в процессе управления государством, а с другой, - является субъектом, которого принуждают соблюдать нормы поведения.
Пупенко Д.П. Типы государства «Контрактное» государство «Эксплуататорское» государство
Пупенко Д.П. «Контрактное» государство Государство использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему гражданами прав и в их интересах. Граждане рассматривают налоги как плату за услуги государства.
Пупенко Д.П. «Эксплуататорское» государство Государство использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода (ренты правителя). Граждане рассматривают уплату налогов как повинность. уплату налогов как повинность.
Пупенко Д.П. Эмпирические методы оценки характера государства Соотношение налоговых и неналоговых доходов; Соотношение различных видов налоговых поступлений; Собираемость налогов; Структура государственных расходов; Способы финансирования дефицита бюджета.
Пупенко Д.П. КонтрактноеЭксплуататорское Цель Максимизация совокупного дохода общества (ВВП), снижение трансакционных издержек. Максимизация ренты группы, контролирующей государственный аппарат Функции Гарант в сделках между индивидами, спецификация и защита прав собственности Активное вмешательство в экономические и социальные взаимодействия Средства Ограничены рамками закона Зависят от политической воли правящей группы
Пупенко Д.П. КонтрактноеЭксплуататорское Бюджетные ограничения ЖесткиеМягкие Основные доходы Налоги, в первую очередь - рыночные Конфискационные налоги и неналоговые поступления Основные расходы Юстиция, правоохранитель ная деятельность Оборона, гос. управление, правоохранительная деятельность Покрытие дефицита Займы на внешнем рынке Кредиты ЦБ, внутренние займы, невыполнение обязательств
Пупенко Д.П. Выводы Не существует оптимального размера государства безотносительно конкретных исторических условий. В рамках «социального контракта» налоги воспринимаются как плата за государственные услуги. Институциональный анализ бюджета позволяет определить тип государственной политики.