Построение безопасной информационной среды школы: социально-педагогические проблемы и пути решения Российский государственный социальный университет Кафедра социальной и педагогической информатики Российский государственный социальный университет Кафедра социальной и педагогической информатики Федосов Александр Юрьевич
- Разработка методических подходов к построению информационной среды школы на основе обеспечения личной информационной безопасности учащихся и учителей, информационной безопасности школы в целом; - Организация воспитательной работы в школе на основе широкого применения информационных и коммуникационных технологий в рамках информационной среды школы ; - Организация эффективного учебного сетевого взаимодействия учителей, учащихся и родителей в рамках информационной среды школы ; - Разработка методической системы формирования информационно-правовой культуры школьников; - Активизация работы в области предотвращения негативных социально-психологических последствий информатизации в школьной среде. Основные социально-педагогические проблемы, возникающие при построении безопасной информационной среды школы
– Разработка общеобразовательных, профильных и элективных курсов, формирующих информационно-правовую культуру школьников; – Активизация социальной работы в области предотвращения негативных последствий информатизации ; – Отражение в программе информатизации школы дополнительных мер по обеспечению информационной безопасности школьной информационной среды, направленных как на её технологическую защиту, так и на организацию целенаправленной воспитательной работы с учащимися и консультативной помощи родителям. Возможные пути решения социально- педагогические проблем, возникающие при построении безопасной информационной среды школы
Элективный курс «Информационное право» Задачи курса Элективный курс «Информационное право» Задачи курса – Воспитание ответственного и избирательного отношения школьников к информации; – Воспитание у учащихся организованности, нравственности, самостоятельности и смелости в защите своих прав ; – Формирование негативного отношения к контрафактной продукци и её незаконному обороту; – Формирование правовой грамотности учащихся в сфере гражданских правоотношений, ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм использования объектов интеллектуальной собственности, представленных в электронном виде; – Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности, умения работать с законодательными актами ; – Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Элективный курс «Информационное право» Тема 1. Основы права интеллектуальной собственности ( 6 часов); – Введение. История появления интеллектуальной собственности; – Мировая система организации охраны интеллектуальной собственности; – Законодательство РФ в вопросах, связанных с интеллектуальной собственностью; – Информационное законодательство и законодательство по интеллектуальной собственности; – Основы правового оформления документов; – Особенности сохранения и защиты документов в офисных программных продуктах.
Элективный курс «Информационное право» Тема 2. Правовые основы борьбы с компьютерным пиратством (3 часа); – Компьютерное пиратство и основные методы борьбы с ним ; – Компьютерное пиратство и экономика – Компьютерное пиратство и экономика. Анализ данных в электронных таблицах. Поиск результатов социологических измерений в Интернете.
Элективный курс «Информационное право» Тема 3. Защита авторских прав в телекоммуникационных сетях (8 часов); – История авторского права; – Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»; – Интернет в повседневной жизни: законы нравственности и законы права – Роль Всемирной организации интеллектуальной собственности; в решении проблем использования Интернет; – Объекты интеллектуальной собственности в сети Интернет; – Способы защиты сетевых публикаций; – Меры защиты сетевых публикаций. Что такое Интернет-право? – Итоговое занятие.
Цель: определение уровня информомании школьников и предпосылок к её возникновению. Основные задачи – своевременно выявить школьников, склонных к информомании ; – своевременно выявить обстоятельства, складывающиеся семье и в школьной среде, способствующие появлению информомании у школьника ; – выстроить индивидуальную линию профилактической работы с каждым учащимся. Методика диагностики и профилактики информомании у школьников
Учебный курс «Организация учебного взаимодействия на базе распределенного информационного ресурса Интернет» Учебный курс «Организация учебного взаимодействия на базе распределенного информационного ресурса Интернет» Тема 1. Информационное взаимодействие в Интернете; Тема 2. Учебное информационное взаимодействие при работе в компьютерных сетях; Тема 3. Распределенный информационный ресурс: подходы к анализу и классификация, требования; Тема 4. Учебные телекоммуникационные проекты; Тема 5. Образовательные порталы. Содержание и особенности применения в образовательном процессе; Тема 6. Специфика использования распределенного информационного ресурса в образовательных целях.