1 НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Самостоятельно разрабатываемые образовательные программы и образовательные стандарты: состояние, проблемы, перспективы
2 Приказ министра высшего образования СССР 588 от 19 мая 1959 г. «4. а) рассмотреть и утвердить индивидуальные учебные планы для Новосибирского государственного университета;…» Приказ-распоряжение от 03 июня 1980 г. Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР «… - предоставить Новосибирскому государственному университету статус базового вуза по совершенствованию форм взаимодействия высшей школы и СО АН ССР, направленного на дальнейшее развитие научных исследований, а также по совершенствованию системы подготовки, распределения и использования специалистов…»
3 Численность студентов6315 Количество - кандидатов наук, доцентов; - докторов наук, профессоров; - членов РАН, РАМН, РАО Среднее количество студентов на одного преподавателя в НГУ на одного кандидата наук, доцента на одного доктора наук, профессора на одного члена РАН, РАМН, РАО 6,710,4107
4 1. Физический факультет 2. Механико-математический факультет 3. Факультет естественных наук (биология, химия) 4. Гуманитарный факультет 5. Геолого-геофизический факультет 6. Экономический факультет 7. Философский факультет 8. Факультет информационных технологий 9. Медицинский факультет 10. Факультет иностранных языков 11. Факультет психологии 12. Факультет журналистики 13. Юридический факультет
5 Инновационная образовательная программа НГУ ( гг.) ООП бакалавриата5 ООП магистратуры (направления)3 ООП магистратуры (профили)35 5
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ООП 1. Необходимость перехода на стандарты третьего поколения. 2. Модернизация технической базы (переоборудование аудиторий и практикумов, приобретение нового оборудования, создание научно- образовательных центров). 3. Реализация совместной магистратуры (университеты Франции, ШОС, сетевой университет СНГ). 4. Расширение спектра междисциплинарных образовательных программ. 5. Внедрение балльно-рейтинговой системы, модернизация образовательных технологий, создание условий для увеличения доли самостоятельной работы студентов. 6. Реализация в гг. программ внутреннего и внешнего повышения квалификации. 6
гг. Модернизация образовательных технологий Электронные учебно- методические материалы79 Учебно-методические разработки450 Учебно-методические материалы по работе на новом оборудовании (практикумы) 56 7
ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ СОБСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ 1. Необходимость конкретизации компетенций, ориентация на потребности работодателей. 2. Увеличение трудоемкости фундаментальных курсов из базовой части. 3. Увеличение трудоемкости научно-исследовательской составляющей. 4. Отсутствие утвержденных ФГОС по ряду направлений. Социологический опрос студентов Новосибирска, выполненный по заказу Администрации Новосибирской области, показал, что 74% студентов НГУ обладают исследовательскими компетенциями по сравнению с 25% в среднем по вузам города. 8
9 Разрабатываемые стандарты и ООП существующие новые направления направления (археология, биоинформатика, экономика и право, фундаментальная и прикладная лингвистика) направления из перечня специальностей (геохимия, геофизика) 9
10 НИУ-НГУ (2009 год) переход на стандарты 3-го поколения Образовательные стандарты: Археология (бакалавриат) Философия (магистратура) Образовательные магистерские программы: Социология коммуникаций Математические методы анализа экономики 10
11 НИУ-НГУ (2010 год) переход на стандарты 3-го поколения ООП магистратуры (направления)3 ООП магистратуры (профили)5252 ООП интернатура, ординатура15 ООП бакалавриата (направления)12 ООП бакалавриата (профили)3 Образовательные программы проф. переподготовки13 Образовательные стандарты - бакалавриат - магистратура
12 стандартОП ПНР 1. Математика, фундаментальные основы информатики и информационные технологии 40 ПНР 2. Живые системы 426 ПНР 3. Энергетика, энергосбережение и ресурсная база 3 ПНР 4. Новые материалы 2 ПНР 5. Региональное развитие: исторический опыт и экономика знаний
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ стандартов и ООП 1. Право вуза на ведение образовательной деятельности по разработанным собственным стандартам (документы, процедуры). 2. Процедура государственной аккредитации. 3. Изменение подходов к учебному процессу со стороны части ППС (инерционность сознания). 4. Изменение методологии планирования индивидуальной нагрузки ППС. 5. У нификации требований к промежуточной аттестации (внутри факультета, внутри вуза), изменение структуры графика учебного процесса (сессия). Проблемы реализации носят организационный характер. 13