«разбор конкретных ситуаций» Гонохова А.К. учитель информатики ГОУ СОШ 158 Санкт-Петербург
Впервые был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; Внедрение метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе.
Метод case-study, достоинства которого так хорошо понимали преподаватели экономических дисциплин, тем не менее, не применялся в СССР достаточно долго. Интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия. В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения.
Case study (кейс-стади) - это метод обучения основанный на разборе практических ситуаций Наиболее широко метод используется в обучении экономике и бизнес наукам. Кейсы применяются также в педагогике, психологии, медицине, юриспруденции.
Гуманитарное образование является естественной сферой применения данного метода, в то время как его применение в обучении естественнонаучным и техническим дисциплинам, в том числе и информатике, вызывает затруднения, т.к. требует создания специфических разновидностей кейсов
Суть «кейс»-технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных на основе конкретных ситуаций учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.
Анализ практических ситуаций (case- study) – метод обучения навыкам принятия решений, его целью является: развить аналитические и коммуникативные способности научить учащихся анализировать информацию выявлять ключевые проблемы генерировать альтернативные пути решения, оценивать их выбирать оптимальное решение формировать программы действий
Использование метода сase-study как технологии профессионально- ориентированного обучения представляет собой сложный процесс, плохо поддающийся алгоритмизации. Формально можно выделить следующие этапы: ознакомление учащихся с текстом кейса; анализ кейса; организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации; оценивание участников дискуссии; подведение итогов дискуссии.
Фаза работы Действия преподавателяДействия ученика До занятия 1. Подбирает CASE 2. Определяет основные и вспомогательные материалы 3. Разрабатывает сценарий занятий 1. Получает CASE и список рекомендуемой литературы 2. Индивидуально готовится к занятию Во время занятия 1. Организует предваритель- ное обсуждение CASE 2. Делит класс на подгруппы 3. Руководит обсуждением CASE в подгруппах, обеспе- чивая их дополнительными сведениями 1. Задает вопросы, углубляющие понимание CASE и проблемы 2. Разрабатывает варианты решений 3. Принимает или участ- вует в принятии решений После занятий 1. Оценивает работу учащихся 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы 1. Составляет письмен- ный отчет (проект) по данной теме
Хороший Case должен удовлетворять следующим требованиям: · соответствовать четко поставленной цели создания · иметь соответствующий уровень трудности · не устаревать слишком быстро · быть актуальным · иллюстрировать типичные ситуации · развивать аналитическое мышление · провоцировать дискуссию · иметь несколько решений
всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Цели и задачи учебного проекта Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения. Развитие интереса к процессу познания на уроках информатики Метод проектов
Проект «Визитка школы» Вы - дизайнер, требуется выполнить заказ: Создать макет визитной карточки для ГОУ СОШ 158 Представить свой проект заказчику
Раздел программы: Информационные технологии. Microsoft Office Word Тема урока: Создание собственных публикаций. Проект: Визитка школы Используемые технологии: Метод проектов с использованием кейс-технологии Оборудование: набор учебно-методических материалов (кейс) для самостоятельного изучения темы, мультимедиапроектор, ПК Цели урока: Научить использовать заготовки публикаций, поставляемых с Microsoft Office Word, и модифицировать заготовку для создания собственной публикации Развитие интереса к процессу познания на уроках информатики
Кейс на уроках по теме «Моделирование и формализация» Построение информационных моделей четко сформулировать цель построения информационной модели отобрать соответствующую этой цели информацию для нескольких аналогичных объектов исследования представить эту информацию с помощью одного из языков кодирования информации, например в виде перечня параметров и их значений в табличной форме
покупателя Информационная модель строящихся домов с точки зрения покупателя Цель – приобрести комфортное жилье
ПараметрыЗначения параметров Название компании«Питер»«Визит»«Элита» Охранная сигнализация с видеонаблюдением +-+ Спутниковое телевидение --+ Терморегулируемые радиаторы +++ Выделенный канал Интернета +-+ Подземный паркинг -++ Зеленая зона +--
инвестора Информационная модель строящихся домов с точки зрения инвестора Цель – получить максимальную прибыль
ПараметрыЗначения параметров Название компании«Питер»«Визит»«Элита» Планируемая стоимость дома, руб 15 млн.30 млн.40 млн. Срок окупаемости вложенных средств 3 года1,5 года3,5 года Чистая прибыль после продажи всех квартир 5 млн.10 млн.4 млн. Срок начала строительства Срок окончания строительства
Межпредметные связи Информатика как практическая наука представляет собой систему взаимосвязанных дисциплин. При изучении табличных процессоров можно использовать кейсы по экономике, биологии, физике и другим предметам
Кейс на уроках по теме « Архитектура персонального компьютера» Магазин компьютерной техники продает товары, указанные в прайс-листе. Если стоимость товара превышает некоторую сумму, покупателю предоставляется скидка. Составить таблицу-шаблон, позволяющую быстро рассчитать стоимость компьютера с заданными параметрами (конфигурация, стоимость и т.д.) Цель – автоматизировать расчет стоимости покупки и выбрать оптимальный вариант
Кейс на уроках по теме « Моделирование ситуаций» Магазин обоев Исходные данные: наименование, длина и ширина обоев Для удобства обслуживания составить таблицу, которая позволит определить необходимое количество рулонов для оклейки любой комнаты Цель – помочь покупателям быстро определять необходимое количество обоев и их стоимость
Можно рекомендовать при изучении информатики и информационных технологий использовать кейсы при освоении правовых вопросов, социальных аспектов информатики и т.д. Наиболее эффективным представляется включение в обучение мультимедиа- и видео- кейсов. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (учащиеся сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения. Внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему информатики, обогащает содержание дисциплины.