Портрет ученика. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях.» К.Д.Ушинский. Горбенко Н.В.
Использование результатов психологических исследований для повышения эффективности предметных методик. Две возрастные группы лет лет Психологическое развитие в старшем подростковом возрасте характеризуется: неравномерностью противоречивостью сложностью
8 класс 57,8% не способны действовать в уме 17,7% не имеют даже исходных предпосылок для этого 50% не достигли определенной степени овладения интеллектуальными операциями для успешного освоения программ плохо сформированы умения оперировать символами, обобщать, сравнивать плохо развито абстрактное мышление начальное использование логических приемов хорошее умение классифицировать
Соотношение обучения и развития. специальное обучение в виде систематических тренировок соответствующие методики, формирующие эти способности учение должно приводить к развитию, но с опорой на ранние ЗУНы.
9 класс серьезная перестройка интеллектуальной сферы учащихся развитие понятийного, теоретического мышления широкое применение логических приемов запоминания 47% умеют обобщать у значительной части учащихся невербальный интеллект преобладает над вербальным плохо делают выводы к лабораторным и практическим работам плохо развита монологическая речь 22% имеют низкий уровень интеллектуального развития
10 класс Совершенствование черт мыслительного и художественного типов Аналитичность, осознанность, доказательность и глубина мышления Умение логически группировать материал 53% применяют абстрактное мышление 91% способны к действиям в уме 50% имеют вполне успешное обучение
11класс высокая склонность к обобщениям, составлению развернутых характеристик переход от первоначально действенного плана в план словесного отображения развитие природного творческого потенциала прогностическая деятельность высокий уровень умений обобщать, устанавливать аналогии, применять знания.
Выводы: Только 50% учащихся оптимально развиты к концу 11 класса Необходимо внедрение дифференцированных уровней сложности обучения Личностноориентированное обучение Психолого-методический подход Повышение мотивации, понижение уровня тревожности и достижение положительной самооценки Актуализация развивающего воздействия на учащихся
Учет индивидуально – типологических особенностей учащихся. чтобы обеспечить эффективность обучения, необходимо учитывать три составляющие части учебного процесса: 1. особенности учебной дисциплины и ее место в структуре конкретного учебного заведения 2. индивидуальные особенности ученика как субъекта познания 3. индивидуальные особенности учителя как организатора процесса познания.
Что такое соционика? Это область человеческой деятельности, которая находится на стыке социологии, психологии и информатики. Соционика включает определение типа личности человека она показывает как правильно общаться помогает лучше понять себя Изучение и учет соционических типов учащихся и самого учителя позволяют осуществить подход к обучению, наиболее полно развивающий интеллект и личность учеников и экономящий их энергетические затраты
Каналы восприятия и запоминания информации. речевой визуальный кинестетический аудиальный
Тест И.Вайсбанда. 1. На первом шаге испытуемые делятся на группы рационалов (разум) и иррационалов (чувства). 2. Затем внутри этих групп проводится деление на «логиков» и «этиков». 3. На третьем шаге проводится деление на экстравертов и интровертов. Экстраверт ориентирова на познание объектов, а интроверт - на отношение между ними. 4. На заключительном этапе каждая из групп делится на «сенсориков» и «интуитов». 5. выделяется 16 социотипов, каждому из которых присваивается своя символика и свой условный портрет. 6. Каждая соционическая шкала конкретному типу соотносит некоторый обобщенный человеческий образ.
Холистический подход. Основан на различной функциональной роли больших полушарий головного мозга в осуществлении полноценной психической деятельности человека Левое полушарие: переработка звуковой и знаковой информации чтение и счет осуществление математических операций центр речи (произнесение и прослушивание слов) центр письма управление координированными движениями правой руки орган абстрактного мышления человека Правое полушарие: целостные образы ориентация в пространстве различение музыкальных тонов, мелодий, неречевых звуков распознавание сложных объектов эмоциональное восприятие «фабрика по производству сновидений орган интуиции и образного мышления
Особенности основных познавательных процессов у детей с доминированием левого и правого полушарий мозга (по В.В. Голенкову и Е.Б. Филипповой) Мышление. «Левополушарные» дети скорее рациональное абстрактное, формальное, логическое, аналитическое абстрактное познание программируемое индукция(примат частного) оперирование цифрами и другими знаковыми символами «Правополушарные» дети скорее эмоциональное наглядно-образное синтетическое чувственное познание спонтанное дедукция (примат общего) привлечение ощущений, наглядных жизненных примеров
Восприятие. «Левополушарные» дети Дискретное Аналитико –рассудочное Абстрактное, инвариантное Восприятие вербальных стимулов, легко различимых и знакомых Хорошее восприятие речи Плохое восприятие на фоне шума Хорошее восприятие высоких звуков «Правополушарные» дети Целостное Эмоционально-чувственное Конкретное Восприятие невербальных стимулов, трудно различимых и незнакомых Хорошее восприятие образной информации, музыки Хорошее восприятие на фоне шума Хорошее восприятие низких звуков
Память. «Левополушарные» дети Хорошая слуховая память Плохая образная Хорошая память на цифры, формулы, слова Доминирование функции перекодирования Хорошая произвольная память «Правополушарные» дети Хорошая образная память Плохая слухоречевая память Хорошая зрительно- наглядная, образная, эмоциональная, на звуки и запахи Доминирование функции запечатления Хорошая непроизвольная память
Интеллект. «Левополушарные» дети Хорошо развит вербальный, логический компонент Приверженность теории «Правополушарные» дети Хорошо развит невербальный, интуитивный компонент Приверженность практике