Развитие универсальный учебных действий: теория и практика А.Т.Злобина Кандидат психологических наук, доцент кафедры ДиНО РО ИПК и ПРО
Современные подходы к организации образования 2.системно- деятельностный 1.компетентностный
Факторы успешного развития универсальных учебных действий Позиционирование учителя Признание приоритетности идей развивающего обучения Психолого-педагогическая компетентность учителя
Позиционирование учителя Понимание, принятие, реализация Понимание, непринятие, нет реализации Непонимание, принятие, нет реализации Непонимание, непринятие, нет реализации
Психолого-педагогическая компетентность учителя Формирование учебной деятельности Формирование учебного сотрудничества Поэтапное формирование умственного действия Формирование умения учиться Формирование общеучебных умений
Признание приоритетности идей развивающего обучения Ведущая роль обучения в развитии ребенка Ориентация обучения на зону ближайшего развития ребенка Создание условий для реализации потенциальных возможностей, заложенных в ребенке Развитие ребенка в разных видах деятельности
Разработка программы развития универсальных учебных действий Целеполагание. Учебный предмет (возможности содержания). Виды универсальных учебных действий. (личностные, регулятивные, познавательные, коммукниативные). Компетентность (ценностно-смысловая, социальная, общекультурная познавательная, коммуникативная, информационная,). Учебно-методическое обеспечение. Оценочный инструментарий.
Затруднения учителя в реализации развития универсальных учебных действий 1.Психологизация образовательного процесса. 2.Отсутствие опыта составления программ развития УУД. 3.Слабое видение содержательных возможностей учебного предмета по обеспечению развития УУД
Затруднения учителя в реализации развития универсальных учебных действий 4. Инертность понимания учебной деятельности как деятельности по постановке учебных целей и задач, выполнения учебных действий контроля и оценки. 5.Барьеры в выходе за рамки ЗУНов предметного характера как единственного образовательного результата.
Затруднения учителя в реализации развития универсальных учебных действий 6.Низкая способность к самомотивации по освоению концепции развития УУД («необходимо», «хочу». «могу», «мне интересно») 7.Отсутствие целостного восприятия значимости внеурочной и урочной деятельности в развитии УУД 8.Чувства профессиональной неуверенности, тревожности.