Орлова Т. Н., методист ИОЦ г.Ростов, 2007г
Достижение эффективности и высокого качества образования, развитие его гуманитарной, экологической и практической направленности, называются в качестве ведущих целей в « Федеральной программе развития образования » (2000 г ) и в Концепции модернизации российского образования до 2010 г.
« Качественным признается такое образование, которое полноценно выполняет свои фундаментальные функции человекообразующего, личностно - ориентированного, культуросообразного, наукоемкого и высокотехнологичного процесса ».
Образовательные технологии разрабатываются на основе современных достижений в области социологии, физиологии высшей нервной деятельности, психологии, акмеологии, синергетики, педагогики, информатики и других наук и, таким образом, « аккумулируют » в себе инновационный потенциал этих наук.
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования.
Технология « Обучение в сотрудничестве » "Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни."
Личностно - ориентированное образование...личностно-ориентированное образование - такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель - ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель – учебник - ученик была со всей решительностью заменена на новую: ученик – учебник - учитель.
Технология разноуровневого обучения Разноуровневое обучение - это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Технология Портфель ученика Технология Портфель ученика «Портфель ученика» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика…»
Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом умений : исследовательских, проектных, информационно - коммуникативных, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях.
Метод проектов Учебный проект организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Педагогическая эффективность образовательных технологий, отвечающая современным критериям качества образования, будет обеспечена при соблюдении следующих условий: - отбор и конструирование технологий осуществляется на основе психолого- педагогических механизмов, реализующих свойства личностно-ориентированного образования: поддержка индивидуального развития учащегося, диалогичность на основе обмена смыслами, деятельностно- творческий характер обучения, сотрудничество и сотворчество учителя и учащихся, предоставление ребенку свободы выбора для принятия собственных решений;
- технология строится на основе максимально возможной интеграции методов обучения, обеспечивающих в комплексе и единстве воспитательные, развивающие и образовательные цели образования; - технология адекватна интегративному, практико-ориентированному, личностно- значимому характеру предметного содержания; - критериями оценки эффективности будут служить: реализация функций и свойств личностно-ориентированного образования; обеспечение качества образования (компетенций) в соответствии с критериями Концепции модернизации образования.
Информационные ресурсы Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М. МинОбр Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования", М., Академия,