Здравствуй, первый класс!
Что такое готовность к школе? Это общий уровень развития ребенка, который представляет собой готовность к новой для него учебной деятельности и готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных школьной программой.
СЧЁТ СЧЁТ Прямой счёт(без сбоя) – до Прямой счёт(без сбоя) – до Обратный счет – от 10 Обратный счет – от 10 Знание цифр – до 5 (минимум) Знание цифр – до 5 (минимум) Соотнесение цифр и числа – до 10 Соотнесение цифр и числа – до 10 Письмо цифр под диктовку – до 5 Письмо цифр под диктовку – до 5 Знание места числа в ряду, соседей числа, числа «перед» данным и «после» данного Знание места числа в ряду, соседей числа, числа «перед» данным и «после» данного Устный счёт в пределах 5-7 Устный счёт в пределах 5-7 Решение простых задач в пределах 5 Решение простых задач в пределах 5 ЧТЕНИЕ ЧТЕНИЕ Знание букв Знание букв Правильное слияние Правильное слияние Правильное,медленное послоговое чтение Правильное,медленное послоговое чтение Может повторить прочитанное Может повторить прочитанное Понимает прочитанное Понимает прочитанное ПИСЬМО ПИСЬМО Пишет отдельные слова печатными буквами Пишет отдельные слова печатными буквами Рука готова к письму Рука готова к письму Значимые для школы навыки (6-7 лет)
Психологическая готовность это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития: мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации; мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации; определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя; определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя; определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения; определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения; хорошее развитие фонематического слуха. хорошее развитие фонематического слуха.
1.Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации. У ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. А это возможно если: Ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться.
Как родителям развивать у детей мотивационную готовность ? очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги как можно больше читать им художественные и развивающие книги играть с ними в развивающие игры играть с ними в развивающие игры если ребенок не любит делать то, что у него не получается, постараться вовремя прийти ему на помощь если ребенок не любит делать то, что у него не получается, постараться вовремя прийти ему на помощь обязательно эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу обязательно эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу
2. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок: В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок: - не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий; - не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий; - не умеет работать по правилу; - не умеет работать по правилу; - не умеет работать по образцу; - не умеет работать по образцу; - нарушает дисциплину. - нарушает дисциплину.
Как развивать произвольное поведение? 1.Развитие мотивации учения 1.Развитие мотивации учения 2.Игры по образцу: 2.Игры по образцу: Мозаика Мозаика Конструктор Конструктор Кубики с рисунками Кубики с рисунками Срисовывание с образца Срисовывание с образца Пазлы Пазлы 3. Сюжетно-ролевых игры с четким исполнением роли (игры с правилами) 3. Сюжетно-ролевых игры с четким исполнением роли (игры с правилами)
3. Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения. Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация На основе обобщения проводится классификация От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.
Как развивать обобщение? очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир играть в развивающие игры типа лото составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам пересказ ребёнком прочитанного ему художественного произведения.
4. Хорошее развитие фонематического слуха. Как развивать ? Как развивать ? Игры со словами: Игры со словами: «Есть ли задуманный звук в слове?» «Есть ли задуманный звук в слове?» «Словесная цепочка» «Словесная цепочка» «Подбор слов на заданную букву» и т. п. «Подбор слов на заданную букву» и т. п.
Для успешного обучения в первом классе ребенок должен обладать качествами: Желание учиться; внимание, способность к длительному (15-20 мин.) сосредоточению; хорошая память; сообразительность; любознательность; развитое воображение; Хорошо развитая речь; начальные навыки чтения, письма, счета; физическая ловкость; достаточное развитие тонкой моторики; Самостоятельность; Самостоятельность; качества( способность выполнять не только привлекательную работу); Волевые качества( способность выполнять не только привлекательную работу); усидчивость; усидчивость; организованность и аккуратность; организованность и аккуратность; стремление к получению новых знаний; стремление к получению новых знаний; дружелюбие, умение общаться с другими детьми, со взрослыми. дружелюбие, умение общаться с другими детьми, со взрослыми. Достаточный запас знаний Достаточный запас знаний
Выбирайте школьные принадлежности вместе с ребёнком.(карандаши, ручки, тетради, дневник…) покажите ребёнку, что его мнение очень важно для вас.Выбирайте школьные принадлежности вместе с ребёнком.(карандаши, ручки, тетради, дневник…) покажите ребёнку, что его мнение очень важно для вас. Сделайте подготовку к школе не проблемой, а радостью! Расскажите ребенку, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе; Объясните необходимость правил поведения.На доступных примерах покажите ребенку важность уроков, оценок, школьного распорядка; Объясните необходимость правил поведения. Воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний; Внимательно и заинтересованно относитесь к будущим занятиям в школе.
Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Помните, что ребёнок имеет право на ошибку. Помните, что ребёнок имеет право на ошибку. В каждой его работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить В каждой его работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить Никогда не сравнивайте ребёнка с отличниками, вы лишь занизите самооценку ребёнка Верьте, что у него всё получится и убеждайте в этом ребёнка! Верьте, что у него всё получится и убеждайте в этом ребёнка!