«Наука о воспитании…» – так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика. ПЕДАГОГИКА [греч. paidagogike от pais (paidos) – дитя и ago – веду] – буквально означает: домоводство или деторождение. толковый этимологический словарь
Педагогика – это искусство – утверждают одни Педагогика – это наука – настаивают другие Педагогика – это и наука, и искусство, и технология – считают третьи …Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками… а только искусствами… …Искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства – не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности… К.Д.Ушинский Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогика. П.П.Блонский Педагогика – прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука «об искусстве деятельности». И.С.Гессен Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство. А.Г.Ободовский Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала. В.П.Беспалько
Элементы педагогики зародились с зарождением воспитания на этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. Вначале педагогические знания являлись элементом философии. С накоплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических начал и сделаны первые педагогические обобщения, давшие начало педагогике как науке.
Греческая система образования начала складываться в VI в. до н.э. в Афинах, откуда она распространилась по многим другим греческим государствам. Главной ее целью было формирование достойного члена полиса – гражданина и воина – путем его гармоничного духовного, нравственного, физического и эстетического развития. Она ориентировалась в первую очередь на воспитание мальчиков. В VI–V вв. до н.э. обучение осуществлялось в начальной (элементарной) школе, которую могли посещать дети всех свободных граждан.
Сократ ( гг.до н. э.) Один из первых философов, который в своих трудах отражал идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Сократом был разработан и широко внедрен в практику один из первых методических приемов обучения и воспитания – метод вопросно-ответного обучения («сократический метод»). Суть этого метода состоит в последовательной постановке вопросов так, чтобы, давая ответы на них, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям.
Платон ( гг.до н.э.) Талантливый ученик Сократа, развивший сократический метод до совершенства. Разработал систему образования и воспитания, которая представлена в его трактате «О государстве». В соответствии с его концепцией все люди делились на три сословия (касты) и задача системы воспитания и обучения состояла в том, чтобы обеспечить каждому сословию наилучшее выполнение ее функций.
Аристотель ( гг. до н.э.) Он считал, что добродетель не дается от природы, хотя природа способствует этому. В своих трудах Аристотель писал, что творя справедливые дела, человек становится справедливым, поступая мужественно – становится мужественным, действуя умеренно – становится умеренным. В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного совершенствования человека.
В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. Религиозное мировоззрение пронизывало все сферы личной и общественной жизни. Воспитание и образование носило конфессиональный характер. Основной формой воспитательного воздействия стала церковная проповедь. В соответствии с основной установкой средневекового мировоззрения на «спасение» человеческой души в воспитании на первый план выдвинута идея религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного возвышения личности как средства поддержания божественного благочестия.
Августин ( гг.) Человек наделен умом, волей и памятью. Ум сам на себя обращает направленность воли, то есть всегда себя сознает, всегда желает и помнит: «Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и помню, что я понимаю, желаю и помню; а ещё желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил.» Утверждение Августина, что воля участвует во всех актах познания, стало нововведением в теории познания. Ступени познания истины: внутреннее чувство чувственное восприятие; ощущение знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными; разум мистическое прикосновение к высшей истине просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование. В изучении наук людям помогают авторитеты и разум. Следует доверять лишь превосходнейшим авторитетам и соответственно им вести свою жизнь.
Фома Аквинский ( гг.) Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Объекты человеком воспринимаются не це- ликом, а частично. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в неё лишь в качестве «вида». «Вид» предмета является его познаваем им образом. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа. Истина это «соответствие интеллекта и вещи». То есть понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога. На уровне внешних чувств создаются первоначальные познавательные образы. Внутренние чувства обрабатывают первоначальные образы
1. Наука о воспитании и обучении. ПЕЕТОДВО АДДОВСТС КАНОТПКО ИГССАЛРА ГОУТВОЬТ ИСКРТЕЛЦ ТЕМАОИРЕ ОИЕЗТМЬЛ ДТИВСИРА Найдите ответы на вопросы на карте филворда 2. Дословный перевод понятия «педагогика». 3. Ушинский К.Д. считал, что педагогика – это наука, искусство или технология? 4. Каким ученым был разработан и внедрен вопросно-ответный метод обучения? 5. Философ, разработавший одну из первых систем воспитания, где все люди делились на сословия (касты)? 6. Этот философ рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного 7. Ожидаемый результат какой-либо деятельности. 8. Один из приоритетов современного воспитания и педагогики во всех цивилизованных странах. 9. Преобразование количественных изменений в качественные в организме человека. 10. Путь, способ достижения заданной цели обучения
Традиционное задание на дом Задание для выполнения проекта Найти и подготовить сообщения, используя различные информационные ресурсы, по становлению педагогической мысли эпохи Возрождения. Представить материал в виде презентаций о следующих выдающихся людях: Мишель Монтень, Джон Локк, Ян Амос Коменский, Жан-Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци. Используя различные информационные ресурсы найти информацию о следующих педагогах, внесших вклад в развитие педагогический науки: Дьюи Дж., Монтессори М., Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Крупская Н.К., Шацкий С.Т. Оформить рабочую статью по каждому педагогу в соответствии с требованиями: на листе формата А4 должна присутствовать фотография, годы жизни, краткая биография, труды этого человека; размер шрифта 14. Разработать и оформить буклеты по каждому предложенному педагогу прошлого. Разработать и представить в виде презентаций полученный материал. Участие в проекте оценивается отдельно Участие в проекте оценивается отдельно
Педагогика/под ред. Л.П.Крившенко. – М.: Проспект, 2005 Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ под ред. С.А.Смирнова. – М., 1998 Смиронв В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 2000