Представляет Работу педагога-психолога Осветимской Людмилы Павловны по теме: «Толерантность как основа жизненной позиции личности в современных условиях»
В работе рассматривается толерантность как основная составляющая гражданско- патриотического воспитания в нашей стране, как особое качество гармонично развитой личности; раскрываются принципы воспитания толерантной личности, вопросы формирования определенных отношений между людьми и группами людей в современных условиях; представлена программа организации работы с учащимися подросткового возраста по воспитанию толерантности, а также конкретные методические разработки, используемые в практике учебного заведения
«От того, какого гражданина, патриота, семьянина, труженика подготовит школа, зависит будущее нашей страны» А.Г. Лукашенко
Структура общечеловеческих и национальных ценностей Патриотизм Гражданственность Толерантность Трудолюбие Коллективизм
Понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» приобрели сейчас новый смысл. Задачу учреждения образования мы видим в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, профессионалы своего дела, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой жизненной позиции личности
Патриотизм - любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к белорусскому этносу
Гражданственность - долг, достоинство, ответственность, социальная активность, формирование основ национального самосознания, овладение способами реализации прав и обязанностей по отношению к себе как личности, семье, окружающим, Отечеству. Уважение Конституции Республики Беларусь, овладение основами правовой культуры
Толерантность - как сочувствие ближнему, способность принять человека с социальными, этническими, религиозными отличиями как способ преобразования себя в соотнесении с другим человеком; уважение прав и свобод личности; навык сотрудничества и позитивного решения конфликтов, навык поддержания всеобщей безопасности
Трудолюбие - труд как ценность, роль и место труда в преобразовании общества, труд на благо других, осмысление потребности в трудовой деятельности, уважение к людям труда, овладение навыками самообслуживания
Коллективизм - единство интересов личности и коллектива, самоценность межличностных отношений, справедливость как ценность, коллективизм как взаимоподдержка и взаимопонимание, сотрудничество, готовность к взаимодействию
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ Определение путей преодоления личностных затруднений Формирование знаний и умений культуры общения и взаимодействия Организационно-подготовительный I этап Психологический климат Психолого-педагоги- ческая компетентность Психологический климат Эмоциональный комфорт Информационное обеспечение II этап Повышение психологической культуры Информирование по вопросам толерантности Учебный и воспитательный процесс Внеучебная деятельность Субъект-объектные отношения III этап Навыки толерантного взаимодействия IV этап Развитие толерантных качеств Совершенствован ие коммуникативной сферы Формирование навыков толерантного общения Развитие толерантных качеств, умений и навыков эмоционально-волевого самоконтроля и толерантного общения Учебный и воспитательный процессы Внеучебная деятельность Оценочно-результативный V этап ПЕДАГОГИЧЕСКИЕРАБОТНИКИПЕДАГОГИЧЕСКИЕРАБОТНИКИ УЧАЩИЕСЯУЧАЩИЕСЯ Совершенствование коммуникативных навыков с позиции толерантного взаимодействие Составление социально- психологического портрета ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ
Принципы педагогики толерантности Сотрудничество Экология взаимоотношений Правоведение Развитие личности
Вооружившись новейшими методиками и современными технологиями воспитания, знаниями психологии учащихся, педагог может полноценно реализовать себя как личность, сохраняя при этом свое психическое здоровье. В нашем училище эту деятельность регламентирует «Программа по сохранению психического здоровья педагогов на гг.»
Воспитательный процесс
Вопросы воспитания гражданско- патриотической и национальной культуры у учащихся рассматривались на педагогическом совете училища (апрель 2005 год)
Кабинет белорусского языка и литературы
КАРТА ДУХОЎНАСЦІ Кабинет белорусского языка и литературы
Встречи с ветеранами
В основе воспитания учащихся на принципах гуманизма, толерантности, уважения личности лежит «Программа воспитания толерантности у учащихся в гг.»
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ В 2006 – 2007 УЧЕБНОМ ГОДУ ЦЕЛЬ: воспитание учащихся учебного заведения на основе принципов гуманизма, толерантности, уважения личности ЗАДАЧИ: осознание учащимися значимости проблемы воспитания толерантной личности, формирование у них установки на восприятие, отношение и действие в процессе взаимодействия с другими людьми на основе таких личностных качеств, как эмпатия, доброжелательность, терпимость, чуткость
Воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности у учащихся должно закладываться в семье. «…патриотическое видение окружающего мира состоит в том, что юный гражданин познает историю своей семьи, своих соотечественников» В.А. Сухомлинский
Мы представляем опыт педагога- психолога по работе с учащимися и их родителями в вопросе формирования культуры семейных отношений, основанных на доверии, взаимопомощи ее членов, толерантности в отношении других народов и культур. Представляем психологическую игру «Семья – союз двоих» и беседу с родителями за «круглым столом» – «Родительский дом – начало начал …»
«Все мы разные» (ролевая игра с элементами тренинга) «Толерантная личность» (дискуссия с элементами тренинга)
Качество воспитания – это динамичный показатель результативности воспитательного процесса. Мониторинг качества воспитания учащихся за гг. (критерии: гражданственность и патриотизм, толерантность, готовность к семейной жизни)
Мониторинг качества воспитания учащихся ПТУ 114 в 2004 – 2005 уч. г.г.
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПОТРЕБНОСТЬ
ЦЕЛИ