L/O/G/O 26.02.2010 Развитие восприятия в дошкольном возрасте. Диагностика развития восприятия Рачкова Елена Вячеславовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ» г. Нижний Новгород 2009 г. Опыт работы воспитателя.
Advertisements

Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций,
Разработан в рамках творческой лаборатории «Психодиагностический инструментарий в работе педагога-психолога ДОУ», ЮАО.
Учитель – логопед Даминова Гульнара Шагидулловна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 205»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 42 общеразвивающего вида Калининского района Санкт - Петербурга.
МОУ Шушенская средняя школа 2 Развитие пространственного восприятия, анализа и синтеза на уроках естественно-научного цикла у учащихся 6 класса.
4 этап заключается обследование всегда повторным целостным восприятием предмета. 3 этап анализ формы, цвета, расположения частей; 2 этап выделение основных.
Технология формирования зрительного восприятия у детей 4-5 лет с ЗПР.
1 2 Ориентация в окружающем мире Развитие психических функций Сформированность мотивации к обучению.
Выделение элементов и свойств геометрических фигур Выполнила: Яночкина Н.В., 646 гр. Сыктывкар 2010.
ГБОУ СОШ 1028(дошкольное отделение) Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и их значение для дальнейшего успешного развитие.
Сенсомоторные игры для дошкольников. Задачи и цели сенсомоторных игр Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей,
Цель: научить детей составлять сериационные ряды по сенсорным эталонам, познакомить с основными принципами сериации и чередования. Составила учитель-дефектолог.
« Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Воспитатель: Золотарёва В.В МКДОУ «Д\с 35» Группа « Светофорчик »
Восприятие.. это процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является интерпретация окружающего нас мира как совокупности предметов и.
Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с 19 «Василек» Сухова Е.В.
Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения. Рослая Елена Александровна Учитель-дефектолог (тифлопедагог) МДОУ «ЦРР – Д/С 132»
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ освоение телесного пространства освоение внешнего пространства пространственные схемы и диктанты конструктирование.
Влияние модальности сенсорного входа на распределение ошибок испытуемых при воспроизведении запомненных последовательностей движениями руки Боброва Е.В.,
Восприятие это процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является интерпретация окружающего нас мира как совокупности предметов и событий.
Транксрипт:

L/O/G/O Развитие восприятия в дошкольном возрасте. Диагностика развития восприятия Рачкова Елена Вячеславовна

Теория восприятия Этапы развития восприятия Нестандартизированные методики Стандартизированные методики План занятия:

Основные позиции: Ассоциативная психология Гештальт-психология Культурно-историческая теория Целостность – это изначальная черта восприятия. Законы восприятия едины для человека и животных и неизменны. Проблема: в чем тогда заключается развитие восприятия? Ребенку от рождения даны ощущения. Повторение групп ощущений приводит к тому, что ребенок начинает воспринимать их комплексно. Так возникает восприятие Восприятие развивается за счет включения в различные психические процессы: память, мышление и др.

Процесс сенсорного кодирования процесс восприятия Сетчатка создает нервную модель стимула (то есть осуществляет прием сигналов). Восприятие предполагает наличие связи с внешней средой, отнесение получаемых сообщений к этой среде, оно создает и использует модель предмета. Сенсорное кодирование и перцептивные процессы

Несмотря на условия восприятия, мы видим объект правильно (то есть видим объект той величины, цвета, формы, какими он обладает постоянно) 1 м 70 см Ортоскопическое восприятие (постоянство формы, величины, цвета)

Иллюзия Шарпантье Развитие восприятие – это осмысленный процесс 1 кг Малый предмет кажется более тяжелым =

Пятна Роршаха Развитие восприятие – это осмысленный процесс

Восприятие развивается в направлении от целого к его дифференциации Гештальт-психолог Макс Вертгемер описал фи-феномен Сумма статичных изображений не может привести к восприятию движения

Восприятие действует в разных психологических системах 1 связь восприятия с речью связь восприятия с эйдетической памятью связь восприятия с наглядно-образным мышлением 2 2

Этапы развития восприятия Порядок освоения перцептивных действий Освоение действия перцептивного моделирования Освоение действия отнесения к эталону Освоение действия идентификации Лепка (дискретные операции) Рисование (дискретные операции) Аппликация (дискретный материал) Конструирование (дискретный материал)

Этапы развития восприятия Освоение действия идентификации Выполняется при обследовании свойств предмета, полностью совпадающих с эталонами 12 Сначала действие идентификации осуществляется в практической деятельности путем примеривания объектов друг к другу. Затем ребенок учится «примеривать» образы 3 В раннем возрасте успешно осуществляется лишь при благоприятных условиях. Развивается в дошкольном возрасте

Эталон Объекты Действие идентификации Типы перцептивных действий

Этапы развития восприятия Освоение действия отнесения к эталону Это использование образца-эталона для характеристики свойств предмета 12 В отличие от действия идентификации, нужно установить не идентичность объектов, а их сходство (то есть увидеть различия) 3 В раннем возрасте успешно осуществляется лишь при благоприятных условиях. Развивается в дошкольном возрасте

Типы перцептивных действий Освоение действия отнесения к эталону

Типы перцептивных действий Действие отнесения к эталону

Этапы развития восприятия Освоение действия перцептивного моделирования Действие предполагает соотнесение свойства обследуемого предмета не с одним эталоном, а с их группой, то есть построение «эталонной модели» 12 Например, при восприятии формы сложная форма воспринимается ребенком не глобально, в целом, а аналитически, расчлененно, как систему взаимосвязанных элементов

Типы перцептивных действий Действие перцептивного моделирования

Нестандартизированные диагностические методики Коробка форм Пирамидка, Мисочки Разрезные картинки Конструирование по образцу

Коробка форм

Пирамидка, Мисочки

Разрезные картинки

Конструирование по образцу Автор: Т.В.Лаврентьева

Зрительно- моторный гештальт-тест (Л.Бендер) Перцептивное моделирование (В.В.Холмовская ) Стандартизированные диагностические методики Эталоны (О.М.Дьяченко)

Эталоны (О.М.Дьяченко) Методика направлена на оопределение степени овладения действиями отнесения свойств предметов (форма) к заданным эталонам 12 Материал: тетрадь из 4-х страниц, на каждой из которых – 16 картинок, изображающих предметы (везде одинаковые картинки), и один эталон. Подсчет баллов ведется «штрафным» методом: из максимально возможного числа баллов (32) вычитаются баллы за каждую допущенную ошибку (неправильно отмеченная картинка и не отмеченная нужная картинка) 3 Стандартизированные диагностические методики

Эталоны Стандартизированные диагностические методики

Перцептивное моделирование Синкретическая ориентировка: дети относят предмет к эталону на основе одной детали или без учета характерных деталей контура (гитара к эталону в форме угла; или гитара к конусообразному эталону) 12 Смешанная ориентировка: безошибочное отнесение простых эталонов, ошибки в эталонах, где детали расположены вне фигуры 3 Адекватная ориентировка: безошибочное сопоставление, 1-2 случайных ошибки Эталоны: Качественный анализ

Стандартизированные диагностические методики Перцептивное моделирование Ребенку предлагается тетрадь, состоящая из 15 страниц 12 Первые три страницы содержат вводные задания и не оцениваются 3 Подсчет баллов ведется «штрафным» методом: из максимально возможного числа баллов (36) вычитаются баллы за каждую допущенную ошибку (хотя бы один элемент – неправильный)

Стандартизированные диагностические методики Перцептивное моделирование

Стандартизированные диагностические методики Перцептивное моделирование

Стандартизированные диагностические методики Перцептивное моделирование: качественный анализ Решения носят случайный характер: большинство комбинаций не соответствуют форме фигуры образца 12 Действие перцептивного моделирования ограничено учетом формы, положения и пространственного отношения двух элементов 3 Достаточное владение системой операций при недостаточной точности и гибкости: присутствует выбор элементов, имеющих сходную, но не идентичную с образцом фигуру 4 Высокая степень овладения действием

Стандартизированные диагностические методики Зрительно-моторный гештальт-тест

Стандартизированные диагностические методики Зрительно-моторный гештальт-тест Оценивается: - Выполнение углов - Ориентация - Взаимное расположение элементов

Стандартизированные диагностические методики Каждая фигура (кроме фигуры 2) оценивается по трем параметрам 12 Каждый параметр оценивается от 0 до 3 баллов 3 Максимальное количество – 50 баллов Зрительно-моторный гештальт-тест 4 Сумма баллов сравнивается с возрастным нормативом и определяется соответствие норме / опережение / отставание

L/O/G/O Спасибо за внимание!