Развитие личности дошкольника в процессе общения Назарова Светлана Юрьевна воспитатель МОУ центра развития ребенка - детского сада 106
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения Антуан де Сент Экзюпери
Азбука общения
Базовые свойства личности дошкольника самооценка и образ «Я» эмоционально-потребностная сфера нравственные ценности и установки социально-психологические особенности в системе отношений с другими людьми
Способность к общению включает в себя желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!») умение организовывать общение («Я умею!») включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»)
М.И. Лисина указывает, что общение в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, т.е определяет дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка. Изоляция ребенка, дефицит эмоциональных контактов со взрослыми может порождать необратимое недоразвитие детей» В.И. Белкина указывает, что «существует последовательность в осознании ребенком объектов общения: вначале – это взрослый, и лишь на определенном этапе – сверстник. Постепенно расширяется круг общения, а затем дифференцируются и усложняются мотивы и способы общения»
Взаимодействие воспитателя и детей Воспитатель понимание признание принятие свободный активный уважающий себя и других открытый инициативный независимый Ребенок Диалог воспитателя и ребенка в качестве равных собеседников
Программно-методическое обеспечение
Основные задачи обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой» воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями –средствами человеческого общения выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения
Направления деятельности 1. Языки общения (навыки общения с внешним миром) 2. Тайна моего «Я» (формирование собственного «Я») 3. Этот странный взрослый мир (формирование потребности в общении со взрослыми) 4. Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками) 5. Умение владеть собой (желаемое и возможное) 6. Культура общения (этикет) 7. Мальчик и девочка
Организованная форма обучения ЗАНЯТИЯ Развивающие и дидактические игры Беседы Рассказ педагога рассказы детей Упражнения Этюды Импровизации Обобщение представлений детей
Совместная деятельность воспитателя и детей Рассматривание рисунков и фотографий Чтение художественных произведений Разные виды игр Равное партнерство взрослого и детей Моделирование и анализ ситуаций Конкурсы Детская продуктивная деятельность
Самостоятельная деятельность детей Сюжетно- ролевые игры Игры - драматизации Режиссерские игры Дети действуют самостоятельно, применяют накопленный опыт Дидактические игры Рассматривание картинок, иллюстраций Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
Предметно-развивающая среда
Методические пособия и игры Панно добрых дел Зеркальный кубик Календарь эмоцийМоя копилка Коробочка детских секретов Подушки настроений
Игровая деятельность дошкольников
Формы работы с родителями Дни и недели открытых дверей Анкетирование и тестирование родителей Оформление наглядного материала по вопросам педагогики и психологии Индивидуальные консультации Родительские собрания Семинары – практикумы для родителей Выставки Конкурсы Приобщение родителей к совместной деятельности Проведение праздников, досугов, утренников с участием родителей Оформление фотоальбомов о жизни в детском саду
Проведение семейных досугов и выставок
Диаграммы исследования межличностных взаимоотношений детей в группе детского сада (методика Т.А. Репиной)
Индивидуальная работа с детьми Подгрупповая работа с детьми
Исследование особенностей внутрисемейных отношений оценивание рисунка Выделяемые признакиОтметки о наличии признаков Общий размер рисунка (его площадь) Количество членов семьи Соответствующие размеры изображающий членов семьи Мать Отец Брат Бабушка Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо предметов между ними Наличие животных Вид изображения Степень проявления положительных эмоций (в баллах от 1-3) Степень проявления негативных эмоций (в баллах от 1-3) Степень аккуратности исполнения (от 1-3) Альбомный лист А4 5 Норма Мама, папа, брат располагаются далеко от девочки Нет Реалистическое, на фоне пейзажа, в движении, в действии Иванова Вика, 4года
Диаграммы исследования межличностных взаимоотношений детей в группе детского сада (методика Т.А. Репиной)
В каждом ребенке существует свои мир чудес. Мы взрослые, должны его хранить бережно и свято, помнить, что наше будущее – в наших детях