Тема: Методы в педагогике. лекция
Методы в педагогике. План лекции. 1. Введение: сообщение плана 2. Основная часть (6 разделов) 3. Заключение: выводы по каждому из разделов.
Методы в педагогике. План основной части 1. Понятие педагогического метода. 2. Традиционная модель: Метод как система средств 3. Общее понятие о педагогической технологии 4. Инновационная модель метода 5. Параметры времени в системе метода 6. Традиционные методы высшей школы
1. Понятие педагогического метода. Определение понятия Отличие от близких категорий – средство, инструмент, прием Метод как система: общее определение. Метод как элемент системы педагогического взаимодействия
Метод (от греч. metodos) способ познания, средство решения познавательных задач Способ, инструмент исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине
Определение: методы обучения это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса
Определение: методы обучения совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования
Определение: методы обучения способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания.
СИСТЕМНОСТЬ МЕТОДА метод обучения это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся
2. Традиционная модель: Метод как система средств словесные методы методы работы с книгой наглядные методы практические методы методы контроля
словесные методы рассказ, описание объяснение, доказательство беседа вводная (организующая); сообщения новых знаний; закрепляющая; контрольно-коррекционная; лекция
МЕТОДЫ РАБОТЫ С КНИГОЙ методы работы с различными типами литературы методы формирования различных способов работы с литературой
Типы учебной литературы Учебники Первоисточники Историография Справочники Словари Обзоры Реферативные сборники Научные труды
СПОСОБЫ РАБОТЫ С КНИГОЙ чтение, пересказ, цитирование конспектирование, выписки анализ, реферирование сбор материала по теме определение концепции, проблемы сопоставление, постановка вопросов, формулирование тезисов….
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МЕТОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ( ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Упражнение (выполнение учебных заданий) Лабораторные (моделирование исследовательской деятельности) Практической работы (моделирование продуктивной практики) Игровые
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ОБУЧАЮЩИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ(САМООЦЕНКА) ПОБУЖДАЮЩИЕ СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗУЮЩИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИЕ
3. Общее понятие о педагогической технологии программирование учебных действий от результата (целевое) контроль результатов (система тестов)
Алгоритм педагогической технологии: Формулировка набора правил Заучивание правил Предъявление набора типических ситуаций применения правил Получение опыта действия в типических ситуациях по правилам Тренировка Контроль
4. Инновационная модель метода: Метод в системе педагогического взаимодействия общая логика инновационных методов: ориентация на развитие личности графическое представление модели анализ внешних элементов метода характеристика внутренних элементов метода
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ: Субъектность участников Общение участников Инициатива каждого Психологическая безопасность
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ЦЕЛОСТНОСТЬ RATIO\EMOTION СОЗНАНИЕ/ДУША
ВнешняяВнешняя В н ут р е н н я я
Средства: - словесные, наглядные, практические, (технические, - видео, аудио.)
Приемы (частный случай средства): раздаточные материалы (с текстами, изображениями) видео- или аудиозаписи, игровые приемы естественно-природные, предметно- вещественные (как возможность взаимодействия с первичными источниками объективной реальности), личностно-коммуникативные и событийно- деятельностные (как возможность актуализации диалога с источниками субъективной реальности).
Формы: Фронтальная Парная Групповая индивидуальная
Действия: Слушать, писать, рассказывать, отвечать на вопрос, задавать вопрос Анализировать, строить схему, Предлагать гипотезу, идею Комментировать текст, Высказывать предположения Предлагать стратегию,провоцировать
Результаты: Продукты (итоговые и промежуточные) Тексты (Письменные,Устные) Модели (Символические, информационные, вещественные) Вещественные Демонстративные (исполнение необходимых действий) Личностные результаты
Метод: внутренний аспект Позиция Психические процессы Внутренняя установка Внутренний результат
5. Параметры времени в системе метода Содержательное соотношение единиц содержания образования: научный предмет (система предметного знания), учебная дисциплина, учебный модуль, учебное занятие (урок), их временные характеристики. Программирование продукта учебной деятельности во времени. Результаты измеримые и неизмеримые. Отсроченные результаты.
6. Традиционная дидактика высшей школы (гуманитарный профиль) Лекция и семинар как основная форма учебных занятий Опрос и система письменных работ как форма промежуточного контроля Экзамен и зачет как форма итогового контроля. Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся как основная форма освоения научного метода
Организация самостоятельной исследовательской деятельности Работа с первоисточниками Исследовательская работа (студенческие научные общества, студенческие конференции) Проектная работа (исследовательские проекты, информационные проекты)
Организация самостоятельной исследовательской деятельности Консультации преподавателя Индивидуальная работа под руководством профессора Работа в качестве ассистента профессора