И.Н.Федекин, заведующий кафедрой педагогики и психологии НГПИ, к.псх.н. Новые модели оценки профессиональных компетенций учителя
Теоретические основы методики В.Д. Шадрикова Основу создания критериальной базы для определения соответствия требованиям занимаемой должности и квалификационным категориям задает профессиональный стандарт, разработанный на основе анализа педагогической деятельности (Вестники образования, 7, 2007 год). В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников оценка профессиональной деятельности является основой для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников. Разработанная модель профессионального стандарта педагогической деятельности с позиций системно- деятельностного подхода включает совокупность компетенций, обеспечивающих решение основных функциональных задач педагогической деятельности.
Основные понятия методики В.Д. Шадрикова Компетентность- это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт педагогической деятельности - это система требований к компетентностям педагога, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает 6 компетенций: 1. Компетентность в области личностных качеств. 2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. 3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. 4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. 5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. 6. Компетентность в организации педагогической деятельности.
Компетентность в области личностных качеств 1. Эмпатийность и социорефлексия 2. Самоорганизованность 3. Общая культура
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности 1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу 3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач
Компетентность в области мотивирования обучающихся на учебную деятельность 1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности 2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся 3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся
Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности 1. Компетентность в методах преподавания 2.Компетентность в предмете преподавания 3. Компетентность в субъективных условиях деятельности
Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений 1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу 2. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы 3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях
Компетентность в области организации учебной деятельности 1. Умение устанавливать субъект- субъектные отношения 2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся 3. Умение реализовать педагогическое оценивание
Критерии оценивания личностностной компетенции (эмпатийность и социорефлексия) Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания 1.3. Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе 1.4. Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося 1.5. Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся
Критерии оценивания личностностной компетенции (самоорганизованность ) 1.6. Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока 1.7. Рабочее пространство учителя хорошо организовано 1.8. Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности
1.9. Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой
Критерии оценивания личностностной компетенции (общая культура ) Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи
Возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности учителя 1. Анализ урока 2. Анализ имеющихся поощрений и наказаний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний и др. 3. Собеседование с аттестуемым педагогом 4. Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций
5. Результаты опроса удовлетворенности обучающихся и их родителей деятельностью аттестуемого педагога 6. Результаты учебной деятельности обучающихся (и их динамика) 7. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые при этом результаты 8. Результаты участия в конкурсах педагогического мастерства 9. Используемые (созданные!) способы и методы педагогической деятельности
10. Собеседование с руководителем (зам.руководителя) ОУ 11. Анализ школьных тетрадей и результатов их проверки 12. Анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе самообразования 13. Анализ рабочих программ и материалов к урокам 14. Результаты опросов и диагностики обучающихся 15. Анализ результатов мониторинга качества образования
Самооценка профессиональной деятельности учителя 1. Я чутко отношусь к критике в свой адрес Я безразличен(-на) к критике в свой адрес ______________________________________________________________________________ 2. Я поощряю только самые значительные успехи Я поощряю даже самые маленькие обучающихсяуспехи обучающихся _______________________________________________________________________ 3. Считаю, что цель и тема урока – это одно и тоже Считаю важным различать цель и тему урока ________________________________________________________________________________
Объединенная лепестковая диаграмма результатов экспертной оценки и самооценки педагогической компетентности
Набережночелнинский государственный педагогический институт http/