«Особенности общения и взаимодействия с детьми раннего возраста» ПОДГОТОВИЛА Зиновьева И.В., педагог-психолог МДОУ «ЦРР- д/с 152»
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА – ОНО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛЫХ ! ОНО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛЫХ !
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ, СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТ. ЭМОЦ.ФОНА ОВЛАДЕНИЕ РЕБЕНКОМ РЕЧЬЮ, РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ СТИМУЛИРОВА- НИЕ ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ
Развитие эмоциональной сферы ребенка раннего возраста Создание атмосферы принятия (контакт глаз, улыбка и тд) Игры на развитие эмоций Психогимнастика Упражнения на подражание, инсценировки, этюды Музыкальные игры, потешки, песенки Насыщение детской жизни эмоциями – подвижные игры, развлечения, праздники, театр и т.п. Обыгрывание новых игрушек Чтение и обсуждение сказок, иллюстраций Элементы релаксации Обучение приемам снятия напряжения – игры с песком, водой, глиной, рисование, лепка, выбивание подушек, массаж
Развитие средств общения малышей: ВопросыВопросы Словесные порученияСловесные поручения Активизация речи в бытуАктивизация речи в быту Побуждение к речи – создание проблемно-речевых ситуацийПобуждение к речи – создание проблемно-речевых ситуаций Ролевые игрыРолевые игры Коммуникативные игрыКоммуникативные игры Чтение стихотворений, рассказывание сказокЧтение стихотворений, рассказывание сказок Подвижные игры с кричалками, песни-хороводыПодвижные игры с кричалками, песни-хороводы Знакомство со считалками, мирилкамиЗнакомство со считалками, мирилками Игры-драматизацииИгры-драматизации Наблюдения, опыты на прогулках, в д/садуНаблюдения, опыты на прогулках, в д/саду
Развитие потребности в общении, интереса к окружающим, формирование позитивного отношения к детям и взрослым Рассматривание фотографий детей, беседы типа «Мои друзья»Рассматривание фотографий детей, беседы типа «Мои друзья» Моделирование ситуацийМоделирование ситуаций Обучение позитивным способам общения, разрешения конфликтовОбучение позитивным способам общения, разрешения конфликтов Обучение способам снятия напряженияОбучение способам снятия напряжения Сопоставление поведения с этическими категориями «хорошо-плохо», «добро-зло» при обсуждении сказокСопоставление поведения с этическими категориями «хорошо-плохо», «добро-зло» при обсуждении сказок Просьба оказания помощиПросьба оказания помощи Пересказ любимого мультика друзьям и взрослымПересказ любимого мультика друзьям и взрослым Телесно-ориентированные упражненияТелесно-ориентированные упражнения Коллективные развивающие игрыКоллективные развивающие игры Хороводы, подвижные игры, праздники, развлечения, театрХороводы, подвижные игры, праздники, развлечения, театр Совместная творческая деятельностьСовместная творческая деятельность
При дефиците внимания, общения взрослых организм ребенка раннего возраста реагирует различными отклонениями в поведении Упрямство – при излишнем давлении взрослых, отсутствии любви и уважения, нервном переутомлении, при перестановке семейных ролей, выражении несогласия.Упрямство – при излишнем давлении взрослых, отсутствии любви и уважения, нервном переутомлении, при перестановке семейных ролей, выражении несогласия. Сосание пальца, соски до 3-4 лет – при беспокойстве, чувстве одиночества, уходе в себя, дефиците ласки, воспитания.Сосание пальца, соски до 3-4 лет – при беспокойстве, чувстве одиночества, уходе в себя, дефиците ласки, воспитания. Нарушение сна – у эмоционально чувствительных детей со склонностью к страхам, тревоге.Нарушение сна – у эмоционально чувствительных детей со склонностью к страхам, тревоге. Онанизм – при активном темпераменте и повышенной потребности в разрядке психического напряжения, при частых физических наказаниях, ограничении активности, насильном кормлении, излишней строгости, раннем помещении ребенка в ясли, чрезмерных ласках.Онанизм – при активном темпераменте и повышенной потребности в разрядке психического напряжения, при частых физических наказаниях, ограничении активности, насильном кормлении, излишней строгости, раннем помещении ребенка в ясли, чрезмерных ласках. Заикание, тики – перенапряжение, страхи, постоянное тревожное состояние, наследственная нервно-мышечная возбудимость, врожденная речевая, моторная и коммуникативная недостаточность.Заикание, тики – перенапряжение, страхи, постоянное тревожное состояние, наследственная нервно-мышечная возбудимость, врожденная речевая, моторная и коммуникативная недостаточность. Плач – средство выражения избыточных чувств, жалоба, протест, обида, требование, каприз, страх, способ привлечения внимания.Плач – средство выражения избыточных чувств, жалоба, протест, обида, требование, каприз, страх, способ привлечения внимания.
ПЕДАГОГ, ОБЛАДАЮЩИЙ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ: 1.Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, образовательных потребностях родителей и способностях ребенка. 2.Сам обладает развитыми коммуникативными навыками, демонстрирует открытость к общению, его речь является образцом норм и правил человеческого общежития. 3.В общении с детьми и родителями проявляет внимание, тактичность, помощь оказывает ненавязчиво, уважая интересы ребенка, его неповторимость. Воспитатель не воздействует на ребенка, а взаимодействует с ним, т.е. выступает в роли партнера. 4.Умеет планировать предстоящее общение: подбирать информацию, традиционные и нетрадиционные методы и формы его организации. 5.Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую, а роль педагога как их помощника. 6.Обладает потребностью самосовершенствоваться в сфере общения, развивает в себе умение чувствовать настроение окружающих, эмпатию.
Роль семьи в развитии общения малыша Культурные ценности семьиКультурные ценности семьи Общая и психологическая культура родителейОбщая и психологическая культура родителей Национальные традиции семьиНациональные традиции семьи Ролевые модели матери и отца по отношению к окружающимРолевые модели матери и отца по отношению к окружающим Степень свободы и самостоятельности, предоставляемая ребенкуСтепень свободы и самостоятельности, предоставляемая ребенку Условия для развитияУсловия для развития
Советы для родителей – чтобы ребенок рос общительным… Должен быть психологический комфорт в семье – отсутствие агрессии и сверхопеки, безопасность и доверие, эмоциональная стабильность во взаимоотношениях. Должен быть психологический комфорт в семье – отсутствие агрессии и сверхопеки, безопасность и доверие, эмоциональная стабильность во взаимоотношениях. Учите добру – проявлять сочувствие, поддержку, помощь. Учите добру – проявлять сочувствие, поддержку, помощь. Обсуждайте вместе сюжеты сказок и мультфильмов, сопереживайте им и ищите способы помощи. Учите через нравственные эталоны «ДОБРО» и«ЗЛО» определять моральную ценность поступка. Обсуждайте вместе сюжеты сказок и мультфильмов, сопереживайте им и ищите способы помощи. Учите через нравственные эталоны «ДОБРО» и«ЗЛО» определять моральную ценность поступка. Не оставляйте без внимания вопросы детей, постарайтесь если не сразу, то позднее, но обязательно ответить на них. Не оставляйте без внимания вопросы детей, постарайтесь если не сразу, то позднее, но обязательно ответить на них. Насыщайте детскую жизнь эмоциями радости через сюрпризы, праздники, развлечения. Насыщайте детскую жизнь эмоциями радости через сюрпризы, праздники, развлечения. Обогащайте интеллект ребенка с помощью поездок, прогулок, экскурсий и т.п., обсуждайте впечатления, побуждайте рассказать его об увиденном. Обогащайте интеллект ребенка с помощью поездок, прогулок, экскурсий и т.п., обсуждайте впечатления, побуждайте рассказать его об увиденном.
Литература: «Учимся общаться с ребенком» - М.,1993«Учимся общаться с ребенком» - М.,1993 «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников» под ред. О.С.Ушаковой, М., 2000«Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников» под ред. О.С.Ушаковой, М., 2000 «Психология социальной одаренности» под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, М.,2009«Психология социальной одаренности» под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, М.,2009