О функционировании рабочих групп по направлениям подготовки магистров в году Научно-методический совет по магистерским программам ( ) Перлов А.М.,
Окончание «штурмовой фазы» - сначала активное создание магистерских программ, в 2011 г. – оформление по ФГОС. Текущие задачи: Улучшение качества магистерских программ: – Сокращение аудиторных часов – больший вес самостоятельной работы студента и начало реального управления этой работой. Управление НИРМ. Научно-исследовательский семинар – возможность магистранту выйти со своим исследовательским проектом на обсуждение за пределы только своей программы. Интеграция НИРМ в научную работу университета (Дни студенческой науки, Гуманитарные чтения, локальные конференции и т.д.). – Обеспечение требований ФГОС о курсах по выбору. Создание юридических возможностей для включения в КПВ курсов, читаемых на других программах в рамках направления. Цель: не только ФГОС, но и магистерские программы не киснут внутри себя, внутри ограниченного круга студентов и преподавателей. Особенно релевантно для маленьких МП на гуманитарных науках. Введение в контролируемые рамки пролиферации МП: – Ротация МП в ежегодном предложении; если выдвигаются новые МП в рамках направления – отказываться от (такого же количества) старых. – Отбор и экспертиза заявляемых для набора программ – в компетенции направления подготовки.
Наряду с МП – новые координационные единицы – рабочие группы разного уровня Рабочие группы по координации работы магистерских программ приказ создание ( – приказ «О создании Координационного совета по переходу…») – решение УС о создании рабочих групп по направлениям подготовки магистров – проект решения НМС по МП – утверждение руководителей и координаторов рабочих групп по направлениям (в т.ч. – истории+, филологии+). Подготовить приказ до До – утверждение состава «реальных» рабочих групп (в каждой объединяются (очень) в среднем по 15 магистрантов на год обучения, т.е. 3 МП для «Гуманитарных наук», 1 МП для «Менеджмента» и т.д.)
Задачи «малых» рабочих групп 1.Определять каждый семестр совместную программу научно-исследовательского семинара: – С обязательными выступлениями магистрантов по темам их исследований; – Желательно, с участием магистрантов и II, и I курсов. – Желательно, с участием (на каждом заседании) преподавателей, представляющих все входящие в группу магистерские программы – Желательно, с включением научно-исследовательской активности магистрантов в общеуниверситетские или хотя бы надкафедральные форматы (выход магистрантов с докладами на Дни студенческой науки, на Гуманитарные чтения; Институтские конференции; Межкафедральные и междисциплинарные магистрантские конференции).
Задачи «малых» рабочих групп 2.Развивать банк курсов по выбору: – Проблема, которая была до 2012 г.: нельзя было писать в учебных планах: «КПВ1», «КПВ2»; требуется название курса для того, чтобы было видно его соответствие компетентностной модели и таблице формирования компетенций. – Решение (на условном примере программ «Культурология XX века» и «Культура массовых коммуникаций» ИТК ФИИ и «Русская Культура» МУНЦ ВШЕК): В учебных планах пишем: КПВ1: Профессиональная коммуникация Студент может выбирать: «Академическое письмо» (ИТК, В.С. Дубина), «Стратегии исследовательской работы» (ВШЕК, Перлов), «Информационные технологии в изучении культуры» ( П. Фрейчко) и т.д. Указано будет: КПВ1: Профессиональная коммуникация. Информационные технологии в изучении культуры. – Должны быть сделаны и размещены на сайтах внятные пояснения для студентов, как они выбирают курсы по выбору, с кем это согласуется, какие есть ограничения и т.д. – Желательно, чтобы у курсов были короткие внятные аннотации («визитные карточки»).
Задачи «больших» рабочих групп: К концу весеннего семестра (до 25.06) – сформировать «малые» группы - уже с реальным составом и графиком встреч в осеннем семестре Осенью 2012: согласовать механизмы отбора («ротации», «ранжирования», «укрупнения») магистерских программ по направлениям подготовки, объявляемых для приема в учебном году.
Предлагаемая номенклатура групп по направлениям подготовки: 1. «История», «Политология», «Документоведение и архивоведение» (4-5 групп) 2. «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение» 3. «Культурология», «Антропология и этнология», «Религиоведение» (2? группы) 4. «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «История искусств» (2 группы) 5. «Филология», «Лингвистика», «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (3-4 группы) 6. «Журналистика» 7. «Психология» (1-2 группы) 8. «Философия» 9. «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом» (2-3-4 группы) 10. «Экономика» (3? группы) 11. «Юриспруденция», «Реклама и связи с общественностью» (2 группы) 12. «Социология» 13. «Прикладная информатика», «Прикладная математика» 14. «Туризм» Предложения по руководителям и координаторам рабочих групп (Приложение 1) очень условные! Очень надеемся на самоорганизацию!
О возможных сюжетах для обсуждения в учебном году Научно-методический совет по магистерским программам ( ) Перлов А.М.,
Возможные форматы: Заседание Научно-методического совета по магистерским программам РГГУ; (Межвузовский) научно-методический семинар Круглые столы…
Возможные темы: Первый год работы в соответствии с ФГОС; какие впечатления (в частности, от изменения учебных планов и соотношения аудиторной и самостоятельной работы) и что остается переделать (написать программные компетенции, сделать из рабочих программ полноценные УМК и т.п.); «Обратная связь» - какого мнения об образовательных программах студенты и выпускники; какого типа выводы могут воспоследовать из вдумчивого анкетирования и интерьвьюирования выпускников, абитуриентов, работодателей; Электронная поддержка образовательного процесса. «Умный» сайт как ресурс гуманитарного факультета (примеры философского факультета, Центра новейшей русской литературы, площадка для курсов на MOODLE НБ РГГУ). – Обсуждение наполнения и дизайна страницы магистерской программы. Самостоятельная работа студентов – как ею руководить. (Положение о самостоятельной работе, индивидуальный план магистранта, научные конференции в траектории магистранта, научно-исследовательский семинар и т.д.). Итоговая аттестация и подготовка к ней. Система зачетных единиц, модульные планы, совместимость с международными программами…