ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ»
2
РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УКРУПНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ УДЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Эрдниев Б.П., доктор педагогических наук, профессор Калмыцкого РИПКРО 3
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИННОВАЦИОННАЯ СМЫСЛОДИДАКТИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Фоменко В.Т., доктор педагогических наук, профессор факультета психологии ЮФУ, заведующий кафедры педагогики и педагогической психологии 4
К ПОВЫШЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛА СМЫСЛОДИДАКТИКИ В МОДУЛЯХ 5
МОДУЛЬ 1 СМЫСЛ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ, ДИДАКТИЧЕСКАЯ И ОБЩЕНАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ смысл как значение плюс «пристрастность»; смысл чего-то и смысл собственной деятельности. Смысл как высшая инстанция саморегуляции жизнедеятельности человека и единица сознания. Обучение как смысловая реальность и смыслообразующий процесс. смыслодидактика как теория смыслообразования учащихся 6
МОДУЛЬ 2 СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ НЕПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК И ТЕОРИЙ в контексте синергетики (смысловой резонанс в обучении), семиотики (означивание, кодирование, перекодирование смыслов средствами учебных текстов), культурологии (культура как источник смыслообразующего обучения), аксиологии (смысловая сущность ценностей), экзистенциализма (смысл жизни), феноменологии (осознаваемые и неосознаваемые смыслы) 7
МОДУЛЬ 3 ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ КАТЕГОРИЙ КОГНИТИВНОЙ (КЛАССИЧЕСКОЙ) ДИДАКТИКИ С ПОЗИЦИЙ СМЫСЛОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ психические новообразования - смысловые новообразования; ориентировочная основа действий - смысловая ориентировка; когнитивный образ - смыслообраз; педагогический контакт в классе - смысловой резонанс; стимульная мотивация учащихся - смысловая мотивация; дифференциация и индивидуализация обучения - самодифференциация и самоиндивидуализация (возникающие из смысловых предпочтений учащихся); синхронное (традиционное) обучение - асинхронное обучение (исходящее из индивидуальных траекторий развития учащихся, определяемых, в свою очередь, их смысловой матрицей, кодом сознания) 8
МОДУЛЬ 4 ОБЩАЯ МОДЕЛЬ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ два варианта модели; нисходящая модель, началом обучения в которой является текст как откристаллизованная структура смыслов, поэтапно раскристаллизуемая и интериоризуемая во внутренний смысловой план сознания; восходящая модель обучения, первоначалом которого здесь определяется жизненный мир ребенка, включаюший уже имеющийся у него смысловой опыт, последовательно обогащающийся не за счет поглощения смыслов культуры, а за счет созидания новых смыслов в процессе творческой деятельности учащихся 9
МОДУЛЬ 5 ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СМЫСЛОДИДАКТИКИ обучение как механизм управления познавательной деятельностью учащихся - смыслы как феномены сознания, «не любящие» управления «со стороны»; обучение как процесс, предполагающий обучающую деятельность учителя и деятельность учения учащихся, - положения педагогической психологии и смыслодидактики, согласно которым «смыслам не учат и смыслам не учатся»; жизнь человека, направляемая его смысловой матрицей, из чего следует необходимость поиска смысла жизни, - смыслы, определяемые жизнью (герменевтический круг); связь значений и смыслов - смыслы, оторванные от значений 10
ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ МАТЕМАТИКИ, КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Лагунова Л.В., учитель математики МБОУ СОШ 118 Ворошиловского района, методист МБОУ методический центр образования города Ростова-на-Дону 11