Политика государства в сфере образования Наянова М.А. Зав.кафедрой управления и экономики образования КОИРО
Состояние отечественного образования Тенденции развития мирового образования Проблемы, вызовы, противоречия, существующие в современном образовании Государственнаяполитика в области образования
Основные противоречия мировых образовательных систем Рост числа значительных изобретений во времени Научить детей жить в мире, которого не знаем сами
Основные противоречия мировых образовательных систем Узкому специалисту трудно быть успешным человеком
Основные противоречия мировых образовательных систем Предметное обучение мешает цельности восприятия мира
Основные противоречия мировых образовательных систем Образование должно быть дорогим (чтобы быть качественным), и должно быть дешёвым (чтобы быть доступным)
Основные противоречия мировых образовательных систем Образование должно быть добровольным, но обязательным
учиться узнавать: конструирование своего собственного знания из внешних (информация) и внутренних (опыт, мотивы, ценности) элементов Концепция образования на протяжении всей жизни человека (ЮНЕСКО, 1992 г.) учиться делать: практическое применение изученного учиться жить вместе: стремление к жизни, свободной от любой дискриминации, равная с другими возможность собственного развития, развития своей семьи и местного сообщества учиться быть: умения, необходимые каждому человеку для полного развития собственных возможностей
проблема качества образования и равенства образования овладение знаниями, развитие личности, социализация нацеленность на развитие актуальных компетенций развитие вкуса к учебе и получение удовольствия от нее
стремление к демократической системе образования обеспечение права на образование всем желающим расширении сети высшего образования и изменении социального состава студенчества Тенденции мирового образования переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех удовлетворение разносторонних интересов и развитие способностей учащихся
Тенденции мирового образования углублениемежгосударственногосотрудничества в области образования Образовательноепространство: поликультурное социальноориентированное открытое
Тенденции мирового образования увеличение в мировом образовании гуманитарнойсоставляющей политология психология социология культурология экология экономика
обновление образовательных программ отход от ориентации на «среднего ученика» интерес к одаренным детям Тенденции мирового образования распространение нововведений, ориентированных на личность обучающегося
культурно- образовательная обособленность отдельных этнических меньшинств разрастание рынка образовательных услуг наличие платных форм получения образования приоритетность образования как объекта финансирования поиск ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии наличие систем грантов на образование Тенденции мирового образования усилениевлияниясоциально-экономическихфакторов
повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Стратегическая цель государственной политики в области образования Стратегическая цель государственной политики в области образования
Образовательная политика в документах 1. Национальная доктрина образования 1. Национальная доктрина образования 10 сентября1999 г. 2. Концепция модернизации образования 2. Концепция модернизации образования 29 декабря 2001 г. 3. Приоритетные направления развития образования 9 декабря 2004 г. 4. Федеральная целевая программа развития образования на годы 23 декабря 2005 г. 5.Современная модель образования 5. Современная модель образования 8 мая 2008 г. 6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 5 ноября 2008 г. 7. Федеральная целевая программа развития образования на годы 7 февраля 2011 г.
основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития Образовательная политика в документах Национальная доктрина образования 1. Национальная доктрина образования 10 сентября 1999 г. Определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года
Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Образовательная политика в документах 2.Концепция модернизации образования 2. Концепция модернизации образования 29 декабря 2001 г. Определяет цели и основные задачи модернизации образования на период до 2010 года
Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования Образовательная политика в документах 3. Приоритетные направления развития образования 9 декабря 2004 г. Развитие системы непрерывного профессионального образования Развитие системы непрерывного профессионального образования Обеспечение доступности качественного общего образования Обеспечение доступности качественного общего образования Повышение качества профессионального образования Повышение качества профессионального образования
Образовательная политика в документах 4. Федеральная целевая программа развития образования на годы 23 декабря 2005 г. Основная стратегическая цель Программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании организационная основа государственной политики РФ в области образования Принята в целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, совершенствования содержания и технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования
Несоответствие российского образования потребностям общества и экономики вызвано не только недостаточным финансированием, но и несоответствием сложившейся структуры образовательных программ актуальным потребностям. Необходимо вырастить принципиально новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI века, систему образования глобального инновационного уклада. Несоответствие российского образования потребностям общества и экономики вызвано не только недостаточным финансированием, но и несоответствием сложившейся структуры образовательных программ актуальным потребностям. Необходимо вырастить принципиально новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI века, систему образования глобального инновационного уклада. Образовательная политика в документах 5.Современная модель образования, 5. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики 8 мая 2008 г. Определяет общую модель модернизации образования, которая могла бы задать облик образования, заложить модель развития образования на ближайшие десятилетия. Определяет
Очерчивает направления обновления школы на ближайшую перспективу (представления о школе будущего) Образовательная политика в документах 6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 5 ноября 2008 г. Определяет, каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан? Переориентация системы образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу, обеспечивающих консолидацию российского общества.
Образовательная политика в документах 7. Федеральная целевая программа развития образования на годы 7 февраля 2011 г. Основная стратегическая цель Программы - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ. организационная основа государственной политики РФ в области образования Предполагается, что в результате реализации Программы сформируется вектор на инновационное развитие образования.
Состояние общего образования в РФ 1 млн. 457 тыс. 1 млн. 554 тыс. Численность учителей 58 тыс. 63 тыс. Количество общеобразова- тельных учреждений 14 млн. 17 млн. Численность школьников млн. 200 тыс. 51 тыс. 13 млн млн. 696 тыс. 67 тыс. 21 млн % женщины 9% учителя со стажем до 5 лет 18% учителя пенсионного возраста (данные на 2008 год) 9,610,8 Учеников на одного учителя 10,8 10,812,4
Структура общего среднего образования Страны ОЭСРРоссия начальная школа 1-6 классы6 лет1-4 классы4 года основная школа 7-9 классы3 года5-9 классы5 лет старшая школа классы 3 года классы 2 года
повышение образовательного уровня нации Закон 194-ФЗ от 20 июля 2007 (обязательное бесплатное общее среднее образование) Закон 194-ФЗ от 20 июля 2007 (обязательное бесплатное общее среднее образование) Планируемые результаты обогащение человеческого капитала социально-экономическое и культурное развитие страны рост конкурентоспособности
ФГОС совокупность требований основных образовательных программ начального общего образования В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ОТ УСВОЕНИЯ СУММЫ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ «знай свой предмет и излагай его ясно» «знай свой предмет и умей его средствами создать условия для развития учеников» ФГОС декларирует изменение парадигмы образования:
Модели профильного обучения сетевое профильное обучение реализация на старшей ступени индивидуальных учебных планов открытие различных однопрофильных школ старшей ступени открытие различных профильных классов внутри одной многопрофильной школы
Система оценки качества образования Гос. (итоговая) аттестация выпускников средней школы в форме ЕГЭ Гос. (итоговая) аттестация выпускников основной школы формирование единой независимой системы оценки качества образования Независимые мониторинговые исследования Международные сопоставительные обследования Международные олимпиады
Расходы на образование от ВВП Затраты на одного школьника (данные на 2002 г.) Расходы на образование от ВВП Затраты на одного школьника (данные на 2002 г.) Экономика системы образования 1970-е – 1980-е 4,8 % 7,0 % ,4 % 3,5 % 20063,9 % Россия1525 $ В среднем 3944 $
Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в отрасли «Образование» и в других отраслях экономики Экономика системы образования
Номинальная зарплата в секторе образования Экономика системы образования Средняя по РФ 9,3 тыс. руб.17,4 тыс. руб. (Вице-премьер Александр Жуков, видеоконференция по итогам реализации ПНП в 1полугодии 2009 г.) Минимальная5 тыс.руб. Максимальная (в регионах, реализующих комплексные проекты модернизации образования) 11, тыс.руб.
Субвенция муниципальному бюджету Фонд стимулирования руководителей Фонд оплаты труда образовательного учреждения Учебные расходы 5% 85%10% Базовая часть ФОТ Стимулирующая часть (до 40%) ФОТ АУП, УВП, МОП ФОТ преподавательского персонала Действовавшие выплаты Поощрительные выплаты Общая часть (~70% ) Специальная часть Новые системы оплаты труда
Расходы РФ на образование (данные Минфин РФ) Экономика системы образования Консоли- дирован- ный бюджет 800 млрд. рублей 1 трлн. рублей 1,2 трлн. рублей 1,9 трлн. рублей Феде- ральный бюджет 162 млрд. рублей 212 млрд. рублей 277 млрд. рублей 310 млрд. рублей 416 млрд. рублей В 2010 г. на образование потрачено 10,9 % от ФКБ
Приоритетный национальный проект «Образование» как средство реализации государственной политики в сфере образования
Новые потребности общества: ориентация на творческую личность Чрезмерная научность содержания в ущерб практической полезности Перегрузка и ухудшение здоровья учащихся в современной школе Почему необходима модернизация?
Число нобелевских лауреатов по физике Количество понятий в программе по физике СШАВелико-британияРоссия Данные на 2010 год 1958 г. П.А.Черенков, И.М.Франк, И.Е.Тамм (СССР) 1962 г. Л.Д.Ландау (СССР) 1964 г. Н.Г.Басов, А.М.Прохоров (СССР) 1978 г. П.Л.Капица (СССР) 2000 г. Ж.И.Алферов (Россия) 2003 г. А.А.Абрикосов (США, Россия), В.Л.Гинзбург (Россия) 2010 г. К.Новоселов (Россия, Великобритания)
стать пусковым механизмом системной модернизации Российского образования, заданной: 1.Приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ 2.Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года 3.Федеральной целевой программой развития образования на 2006 – 2010 гг. Миссия ПНПО
Открытость образования к внешним запросам и контролю со стороны экономики и общества; Ставка на лидеров; Переход от логики "возврата долгов" образованию со стороны государства к логике взаимных обязательств. мероприятия национального проекта мероприятия Ключевые принципы построения современной системы образования
1.Выявить, поддержать и включить в активную работу по модернизации образования лидеров отечественного образования; 2.Оказать помощь субъектам Российской Федерации в создании условий для развития образования; 3.Сконцентрировать ресурсы (финансовые, материальные, кадровые) на развитии первоочередных направлений модернизации образования; 4.Задать образцы функционирования образовательных учреждений нового типа; 5.Задать образцы обеспечения доступности профессионального образования Основные задачи ПНПО
Направления ПНПО Оперативные группы по реализации отдельных направлений ПНПО Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования Внедрение современных образовательных технологий Создание национальных университетов и бизнес-школ Повышение уровня воспитательной работы в школах Развитие системы профессиональной подготовки в армии
Цель КПМО: Предоставление школьникам независимо от места жительства возможность получить качественное общее образование. Качество образования - удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства. Комплексные проекты модернизации образования (КПМО) Комплексные проекты модернизации образования (КПМО)
1. Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей Комплексные проекты модернизации образования Комплексные проекты модернизации образования 2. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений 3. Развитие региональной системы оценки качества образования 4. Развитие сети общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации 5. Расширение общественного участия в управлении образованием
Развитие стратегического анализа, целеполагания, планирования; Развитие демократического, государственно- общественного характера управления; Освоение программно-целевого, проектного управления; Развитие открытости, связей с сообществом; Развитие навыков представления своего опыта; Развитие культуры работы с документацией Что ПНПО стимулирует в управлении образовательным учреждением? Что ПНПО стимулирует в управлении образовательным учреждением?
Активизацию работы общественных институтов; Развитие анализа, рефлексии; Четкую организацию работ, мониторинг результативности конкурсного отбора; Содействие внедрению инновационных образовательных программ; Создание муниципальной системы поддержки органов ГОУ; Развитие программно-целевого управления; Корректировку и обновление программ развития МОС; Создание моделей использования лучших ОУ как ресурсных центров развития МОС; Развитие системы изучения и распространения опыта лидеров Что ПНПО стимулирует в управлении муниципальными образовательными системами? Что ПНПО стимулирует в управлении муниципальными образовательными системами?
Развитие общей аналитики; Развитие программно-целевого управления; Развитие ГОУ, связей с экспертным сообществом; Развитие системы научно-методической поддержки и сопровождения реализации ПНПО и его результатов; Закрепление позитивных результатов и их перенос на другие МОС, ОУ для получения системного эффекта Что ПНПО стимулирует в управлении на региональном уровне? Что ПНПО стимулирует в управлении на региональном уровне?
Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики
Риск инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня! Системные вызовы для российского образования: Несоответствие имеющихся ресурсов масштабам системы образования. Продолжающееся снижение качества. Рост доли слабых преподавателей. Снижение конкурентоспособности на глобальном рынке. Несоответствие структуры сферы образования потребностям экономики. Образование перестало работать как механизм социального перемешивания. Отсутствие инноваций и новаторов в высшей школе. Вызовы-социальные раздражители: Школа перегружает детей знаниями, востребованность которых сомнительна; Школа не обучает полезным умениям (в том числе социальным компетенциям, поиску и оценке информации); Школа слабо воздействует на формирование ценностей. Проблема
Субъекты интересов в сфере образования: Государство Государство Построение принципиально новой системы образовательных институтов, ориентированных на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI века, учитывающих культуру и ресурсы страны. Население Население Получение детьми высшего образования (88-90% респондентов); Готовность оплачивать образовательные услуги (более 50%); Отсутствие готовности контролировать качество образования и участвовать в управлении образовательными учреждениями. Работодатели Работодатели Получение квалифицированных специалистов с высшим образованием и работников широкого профиля, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, умеющих быстро обучаться. Черты новой модели российского образования
Замещение культуры усвоения культурой поиска, дискуссии и обновления. Размывание жестких рамок формальной системы образования; появление новых «несистемных» образовательных институтов: Фокус на необходимости образования в течение жизни. В новой модели образование принципиально понимается как незавершенное. Образование в новой экономике образует ядро карьеры в течение всей жизни. Принципиальные отличия новой модели российского образования научные лаборатории справочные и «рефератные» сайты электронные и интернет-СМИ учебные центры фирм частные консультанты репетиторырепетиторы
Ключевые идеи современной модели образования Базовое образование Неформальное образование Гибкие незавершаемые образовательные траектории Дополнительное образование Формальное образование Идея гибких и незавершаемых образовательных траекторий.
Массовое и всеобщее высшее образование (на уровне бакалавриата) Ключевые идеи современной модели образования компетентность самообразования магистратурамагистратура образование в течение всей жизни
Ориентация содержания образования на формирование: Ключевые идеи современной модели образования креативных и социальных компетентностей готовности к переобучению ориентация на усвоение готовых специализированных знаний
Самостоятельный доступ учащихся к учебным ресурсам и технологиям самообразования. Ключевые идеи современной модели образования
Мотивация, интерес, склонности обучающихся - ключевой ресурс результативности образования. Ключевые идеи современной модели образования
Тенденции и задачи: снижение доли «герметичных» учебных заведений; среди рост доли преподавателей-совместителей из других сфер деятельности (наука, бизнес, общественные организации, СМИ, госуправление); преобладание творческих компетенций в труде преподавателя над дидактикой; новая модель рынка труда преподавателей: он теряет свою прежнюю замкнутость, накладывается на рынки интеллектуальных работников других профессий (в обе стороны); последовательная селекция педагогического корпуса, ускоренное замещение неэффективных педагогов и адресная поддержка эффективных и перспективных. Новый преподаватель Новый педагог: исследовательисследователь воспитательвоспитатель консультантконсультант руководитель проектов
Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (на период до 2020 года) Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Источники расходоввсего в сопоставимых ценах 2007 года, млрд. рублей Федеральный бюджет, в т.ч.:361,93270,31891,62794,745104,965 в рамках ФЦПРО, из них153,42727,69834,60943,5847,3 ГКВ96,5619,422,1826,4728,51 НИОКР3,700,540,831,111,22 прочие49,107,1211,0514,7416,20 в логике и в развитие ПНПО208,50542,6257,01551,16557,705 Из других источников, в т.ч.:790,47561,38195,855241,19290,87 из бюджетов субъектов Российской Федерации605,63551,14151,305188,8213,2 из внебюджетных источников184,8410,2444,5552,3977,67 Из всех источников 1152, ,698287,482335,925396,365 Объемы и источники финансирования госпрограммы
I.Об итогах реализации приоритетного национального проекта «Образование» за период 2006–2007 годов и о контурах современной модели образования II.Приоритеты, цели и этапы формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года III.Облик современной модели образования к 2020 году IV.Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009–2012 годы и на плановый период до 2020 года Современная модель образования (содержание) Современная модель образования (содержание)
Результаты реализации мероприятий ПНПО в общем образовании (2006–2007 гг.) Увеличилась доступность качественного образования за счет подвоза в базовые школы для 140 тысяч уч-ся сельских школ Зарплата учителей повысилась в среднем не менее чем на 25% (в школах, где введена НСОТ) Улучшились условия обучения более чем в 15 тысячах школ (6 млн. уч-ся) Снизилось число школьников на 1 компьютер с 48 до 20
Результаты реализации мероприятий ПНПО в общем образовании (2006–2007 гг.) Выросла доля школьных учителей, владеющих навыками работы с компьютерными программами (с 31 до 41%) Формирование позитивного отношения граждан к системе образования в целом Более чем на 10% снизилось число несовершеннолетних, совершивших преступления Возросла роль участия общественных институтов в оценке профессиональной деятельности учителей и школ
II. Приоритеты, цели и этапы формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года
Модернизация системы образования Формирование инновационной экономики Экономическое и социальное развитие общества, благополучие граждан, безопасность страны
Принципы современной модели образования Применение проектных методов 2 Открытость к внешним запросам 1 Логика «деньги в обмен на обязательства» 3 Комплексный характер принимаемых решений 6 Конкурсное выявление и поддержка лидеров 4 Адресность ресурсной поддержки 5
III. Облик современной модели образования к 2020 году (задачи) Направление 1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития Направление 1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития Направление 2. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях Направление 2. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях Направление 3. Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях Направление 3. Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях Направление 4. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров Направление 4. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров
Направление 1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития Направление 1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития 1. Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения 2. Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию 3. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи 4. Создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся 5. Развитие финансовых инструментов социальной мобильности обучающихся Приоритетные задачи Приоритетные задачи
1. Создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации 2. Создание условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения 3. Создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся как основы перехода к следующему уровню образования 4. Создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования Направление 2. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях Направление 2. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях Приоритетные задачи Приоритетные задачи
1. Обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода 2. Развитие вариативности образовательных программ 3. Обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития 4. Обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития Направление 3. Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях Направление 3. Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях Приоритетные задачи Приоритетные задачи
1. Создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций 2. Создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования 3. Создание системы поддержки организаций, предоставляющих услуги непрерывного профессионального образования Направление 4. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров Направление 4. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров Приоритетные задачи Приоритетные задачи
Целевой показатель 2009 г.2010 г.2011 г.2012 г. 1.Доля граждан, удовлетворенных полученным образованием (по результатам социологических исследований) 45%50%55%60% 2.Доля обучающихся в современных условиях от общего числа обучающихся на всех уровнях образования 50%60%65%70% 3.Доля населения, получающего услуги непрерывного образования 15%20%23%27% 4.Доля педагогических работников, получающих среднемесячную заработную плату выше среднемесячной заработной платы в экономике по региону, от общего числа педагогических работников 12%18%22%27% 5.Места Российской Федерации в рейтингах по результатам международных сопоставительных исследований качества образования -- В первой полови- не рейтинга Динамика и прогноз значений целевых индикаторов (госпрограмма) Динамика и прогноз значений целевых индикаторов (госпрограмма)
Целевые ориентиры развития образования не менее 10–12 не менее 6–8 3–4 К 2020 г.К 2016 г.К 2012 г. Создание комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов в рамках территориально-производственных кластеров Создание комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов в рамках территориально-производственных кластеров 1 1
Целевые ориентиры развития образования создание не менее 500 центров сертификации и присвоения проф. квалификаций наличие квал. сертификатов не менее чем у 50% мигрантов трудосп. возраста обновление макетов гос. образ.стандартов и модернизация программ обучения всех уровней К 2020 г.К 2016 г.К 2012 г. Формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан Формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан 2 2
Целевые ориентиры развития образования использование образовательных кредитов не менее чем 12% студентов создание не менее чем по 20% направлениям подготовки программ «прикладного бакалавриата» переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитных принципов построения ОП К 2020 г.К 2016 г.К 2012 г. Развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики 3 3
Целевые ориентиры развития образования обеспечение каждому учащемуся возможности получать образование в современных условиях повышение доли (не менее 70%) учащихся ОУ, обучающихся в соответствии с требованиями совр. стандартов К 2020 г.К 2012 г. Обеспечение современных условий организации образовательного процесса 4 4
Целевые ориентиры развития образования международная аккредитация не менее 15% программ профессионального образования распространение практики общественно- профессиональной сертификации выпускников образовательных программ К 2020 г.К 2012 г. Создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения 5 5
Целевые ориентиры развития образования обеспечение значения показателей ср. возраста проф.-препод. Состава вузов на уровне средних показателей стран ОЭСР; наличие не менее 10–12 совр. студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи формирование институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей; создание не менее 6–8 совр. студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи переход на систему адресных стипендий; повышение доли (не менее 25%) внебюджетных средств в общем объеме инвестиций в сферу проф.образования К 2020 г.К 2016 г.К 2012 г. В области профессионального образования: 6 6
Целевые ориентиры развития образования увеличение доли средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, не менее чем до 30% введение систем оплаты труда пед. и адм.-упр. персонала ОУ, учитывающих качество и результативность; внедрение новых орг.- правовых форм, обеспечивающих сочетание акад. автономии и гос.-общ. контроля; увеличение доли средств в структуре доходов университетов за счет выполнения НИР (до 25%) перевод всех УОО и не менее 50% УПО на нормативное подушевое финансирование; развитие форм финансирования ОУ, позволяющих сконцентрировать частные и гос. финансовые средства К 2020 г.К 2016 г.К 2012 г. В области финансовых и организационно- правовых форм организаций образования : 7 7
Целевые ориентиры развития образования В области непрерывного образования: 8 8 получение услуг непрерывного образования не менее чем 50% граждан ежегодно создание условий для обеспечения участия в непр. образовании не менее 50% граждан трудоспособного возраста ежегодно; внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного проф. образования К 2020 г.К 2016 г.
Целевые ориентиры развития образования К 2012 году: 9 9 Обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования; Создание в образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов); Разработка стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» на базе современных квалификационных требований к руководителям образовательных организаций и проведение сертификации всех руководителей образовательных организаций; Создание системы общественных рейтингов образовательных организаций, программ непрерывного профессионального образования. Обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования; Создание в образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов); Разработка стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» на базе современных квалификационных требований к руководителям образовательных организаций и проведение сертификации всех руководителей образовательных организаций; Создание системы общественных рейтингов образовательных организаций, программ непрерывного профессионального образования.
Целевые ориентиры развития образования К 2016 году: 10 Усиление позиций российского образования на мировом рынке обр. услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах не менее 10% от объема финансирования системы образования); Введение в действие механизма ЕГЭ на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками итоговой аттестации в независимых аттестационных центрах; Внедрение системы прозрачного объективного учета достижений выпускников при продолжении образования на последующих уровнях; Обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования; Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях; Институциональное обеспечение во всех муниципальных образованиях поддержки семейного воспитания детей; Обеспечение условий, в которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в верхней трети рейтинг-листа по результатам международных сопоставительных исследований. Усиление позиций российского образования на мировом рынке обр. услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах не менее 10% от объема финансирования системы образования); Введение в действие механизма ЕГЭ на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками итоговой аттестации в независимых аттестационных центрах; Внедрение системы прозрачного объективного учета достижений выпускников при продолжении образования на последующих уровнях; Обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования; Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях; Институциональное обеспечение во всех муниципальных образованиях поддержки семейного воспитания детей; Обеспечение условий, в которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в верхней трети рейтинг-листа по результатам международных сопоставительных исследований.
Целевые ориентиры развития образования К 2020 году: 11 Увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, не менее чем до 5% от общего числа студентов; Предоставление возможностей всем обучающимся старшей школы осваивать индивидуальные образовательные программы, включая профильное обучение и профессиональную подготовку; Наличие программ развития персонала, включающих финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, не менее чем у 60% предприятий и организаций; Получение услуг дополнительного образования не менее 60% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, не менее чем до 5% от общего числа студентов; Предоставление возможностей всем обучающимся старшей школы осваивать индивидуальные образовательные программы, включая профильное обучение и профессиональную подготовку; Наличие программ развития персонала, включающих финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, не менее чем у 60% предприятий и организаций; Получение услуг дополнительного образования не менее 60% детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Облик современной модели образования к 2020 году Ключевые общесистемные изменения новыйорганизационно-экономическиймеханизм взаимодействие с глобальной сферой образования обеспечение гражданам доступа к образовательным ресурсам кардинальные кадровые изменения принципы управления в системе образования
Ключевые общесистемные изменения – введены налоговые стимулы финансирования получения образования; новый организационно- экономический механизм – значительная часть учреждений образования переведена в статус автономных с сохранением доли гос. финансирования; – все виды ОУ финансируются на основе подушевого принципа; – действует гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующая качество работы; – действует несколько программ поддержки академической мобильности, совместных исследований университетов и бизнеса, инновационных образовательных программ; – развивается конкуренция ОУ разных форм собственности за получение бюджетных и внебюджетных средств.
Ключевые общесистемные изменения – общественность участвует в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы); – учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на собственном сайте; – по мере восстановления эффективного контракта с преподавателями возрастет роль профессионального (академического) самоуправления. принципы управления в системе образования
Ключевые общесистемные изменения – регулярное участие в международных сопоставительных исследованиях; – активный поиск и использование лучших международных разработок в области технологий и содержания образования; – увеличение импорта и экспорта образовательных услуг; – привлечение российскими университетами научно-педагогических кадров из- за рубежа; – деятельность российских ученых в университетах-партнерах за рубежом. взаимодействие с глобальной сферой образования
Ключевые общесистемные изменения Модернизация содержания и методов обучения на основе эффективного использования возможностей современных ИКТ – увеличение возможности выбора образовательных ресурсов; обеспечение гражданам доступа к образовательным ресурсам – вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования; – смена образовательных технологий и роли учителя, резкое расширение его профессиональной дееспособности.
Ключевые общесистемные изменения повышение конкурентоспособности квалифицированного педагога, повышение заработной платы кардинальные кадровые изменения приток в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников обновление кадрового корпуса системы образования
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕМЕНТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Р Е З У Л Ь Т А Т Дошкольное образование службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания; целевые программы сопровождения детей из семей группы риска; программы раннего развития детей Система раннего развития детей (от 0 до 3 лет) Система раннего развития детей (от 0 до 3 лет) Предшкольное образование (4-6 лет) Предшкольное образование (4-6 лет) Снижение числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышение качества начального образования Снижение числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышение качества начального образования привлечение организаций разной формы собственности к предоставлению услуг дошкольного образования; модернизация технологий дошкольного образования; переподготовка воспитателей Обеспечение высокой готовности детей к школьному обучению, ранняя позитивная социализация
КОМПОНЕНТЫ НОВОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Общее образование Изменение системы подготовки и переподготовки педагогов Переход на принципы профильного обучения Внешняя и внутренняя система оценки качества образования Ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты Расширение сферы дополнительного образования школьников Разделение школьного образования по возрастным ступеням
Профессиональное образование 1 1 Структура профессионального образования будет обеспечивать для каждого гражданина России возможность получить базовую профессиональную подготовку на востребуемом им уровне: короткие программы профессиональной подготовки и профессионального образования; прикладной (технический) бакалавриат; академический бакалавриат; постоянно обновляемый набор модульных программ профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка труда Структура профессионального образования будет обеспечивать для каждого гражданина России возможность получить базовую профессиональную подготовку на востребуемом им уровне: короткие программы профессиональной подготовки и профессионального образования; прикладной (технический) бакалавриат; академический бакалавриат; постоянно обновляемый набор модульных программ профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка труда
Профессиональное образование 2 2 Основные структурные элементы системы высшего образования - университеты, академии и институты: – 10–12 научно-образовательных комплексов мирового уровня; – 20–40 исследовательских вузов, обеспечивающих реализацию исследовательских программ по наиболее приоритетным направлениях развития науки и техники; – 100–150 крупных университетов регионального значения; – университеты, академии и институты, реализующие главным образом программы бакалавриата Основные структурные элементы системы высшего образования - университеты, академии и институты: – 10–12 научно-образовательных комплексов мирового уровня; – 20–40 исследовательских вузов, обеспечивающих реализацию исследовательских программ по наиболее приоритетным направлениях развития науки и техники; – 100–150 крупных университетов регионального значения; – университеты, академии и институты, реализующие главным образом программы бакалавриата
Профессиональное образование 3 3 Модернизация подходов к существующей системе текущего финансирования учреждений профессионального образования (переход к нормативному подушевому финансированию, обусловливающему прозрачную конкуренцию вузов за способных выпускников школ в условиях ЕГЭ); Установление границ для тех, чьи знания и компетентности не будут достаточны для получения высшего образования; Установление порога, выше которого выпускники школ будут получать допуск к высшему профессиональному образованию за счет бюджетных средств Модернизация подходов к существующей системе текущего финансирования учреждений профессионального образования (переход к нормативному подушевому финансированию, обусловливающему прозрачную конкуренцию вузов за способных выпускников школ в условиях ЕГЭ); Установление границ для тех, чьи знания и компетентности не будут достаточны для получения высшего образования; Установление порога, выше которого выпускники школ будут получать допуск к высшему профессиональному образованию за счет бюджетных средств
Непрерывное образование обучение в течение всей жизни - необходимый и значимый элемент современных образовательных систем Неформальное образованиеИнформальное образование курсы, тренинги, короткие программы (на любом этапе образования или профессиональной карьеры) самообразование в насыщенной культурно- образовательной среде
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Это должна быть высокотехнологичная, эффективная, сильная и в то же время добрая школа, добрая по отношению к ученикам и привлекательная для учителей, независимо от их возраста. Д.А.Медведев
6 пунктов президентской инициативы 1.Возможность уже в школе раскрыть свои способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов. 2.Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. 3.Ключевая роль в школе принадлежит учителю. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей. 4.Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно. 5.Приоритет здорового образа жизни. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. 6.Самостоятельность (финансово-хозяйственная и организационно-правовая) школы.
Внедрение трех групп требований: к структуре образовательных программ, к условиям реализации образовательных программ, к результатам их освоения Компетентностный подход Индивидуализация Использование проектных, исследовательских форм Рост значения внеаудиторной занятости учащихся Адекватные инструменты оценки достижений 1. Обновление образовательных стандартов
2. Система поддержки талантливых детей Культивирование талантов из всей школьной среды конкурсы и олимпиады дополнительное образование творческие мероприятия исследования, проекты Эксклюзивное сопровождение интернаты для особенно одаренных детей на базе самых передовых вузов банк данных одаренных детей, отслеживание их достижений слеты одаренных детей индивидуальная образовательная программа одаренного ребенка & очно-заочные школы, программы профильного обучения доступность современных учебников, ЭОР, портфолио очно-заочные школы, программы профильного обучения доступность современных учебников, ЭОР, портфолио
система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации механизмы пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием (с обеспечением ПК и консультационно-методической поддержки) модернизация ПК (система финансирования, содержание) развитие сетевого взаимодействия учителей модернизация системы педагогического образования (возрастание роли психолого-педагогической подготовки, ИКТ-подготовки) новая система аттестации педагогических и управленческих (включая новые квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей) достойное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсионные системы обеспечения учителей, привлечение «пенсионеров» в качестве воспитателей, организаторов самостоятельной и внеклассной работы) 3. Развитие учительского потенциала
Совершенствование оплаты труда Базовая часть Обновление профессионального стандарта и сильная зависимость зарплаты от результатов аттестации Стимулирующая часть Развитие общественного участия в оценке результатов и сильная зависимость размера премий от результатов Социальные льготы Пенсии Подъемные Жилье
3. Развитие учительского потенциала Новые квалификационные характеристики (14 августа 2009 г.): 1.Появление новых должностей – от диспетчера расписания до тьютора 2. Компетентностный подход (профессиональная, коммуникативная, управленческая, правовая): Учителя: -Работа с информационными ресурсами -Использование мультимедийных технологий -Владение методами педагогической диагностики Учителя: -Работа с информационными ресурсами -Использование мультимедийных технологий -Владение методами педагогической диагностики Управленцы: -Проектные технологии -Разрешение конфликтных ситуаций -Ведение документации на электронных носителях Управленцы: -Проектные технологии -Разрешение конфликтных ситуаций -Ведение документации на электронных носителях
3. Развитие учительского потенциала Новые программы ПК и государственные требования к ним (предмет совместного ведения федерации и регионов) Персональные бюджетные сертификаты, модульно-накопительная система, насыщенный рынок услуг ПК (в т.ч. стажировки в школах – победителях ПНПО) Обновление системы повышения квалификации учителей Углубление практики («педагогическая интернатура») Присоединение педвузов к классическим университетам, развитие двухуровневой системы Обновление педобразования
обновление норм проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарных правил и нормативов питания, требований к организации медицинского обслуживания учащихся, к обеспечению школьной безопасности отработка эффективных механизмов организации подвоза учащихся (включая совершенствование транспортных средств, повышение их безопасности) создание адаптивной безбарьерной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов 4. Современная школьная инфраструктура
Расширение самостоятельности ОУ (новые организационно-правовые формы деятельности образовательных учреждений – автономное учреждение) Развитие деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями Развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы Модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников 4. Современная школьная инфраструктура
4. Российская школа не должна быть «ветхой»… Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. 622 О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ В 2009 ГОДУ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРОТИВОАВАРИЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗДАНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 2520,9 млн. рублей 54 региона, 309 школ Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В 2010 ГОДУ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА … 1 млрд. рублей 59 регионов 9 млн. 423 тыс.руб. Костромской обл.
5. Здоровье школьников Разгрузка Индивидуальный подход к каждому ученику Уменьшение объема образовательных программ (снижение количества часов) Рост доли реализации проектов, социальных практик, деятельностей в структуре образовательной программы Внутри уроков Вместо части уроков Создание стимулов для здорового образа жизни Жесткий индивидуальный контроль за здоровьем Портфолио Индивидуальные образовательные программы Тьюторы Карта здоровья Контроль за питанием («школьное молоко») Диспансеризация
6. Самостоятельность школы Усиление финансово- хозяйственной самостоятельности (расходование финансовых средств) Изменение организационно- правовой формы (автономные учреждения) Сокращение требуемой отчетности школ – победителей ПНПО (с условием открытости информации о качестве результатов работы) Равенство государственных и частных школ; Привлечение к управлению школами частным инвесторов Равенство государственных и частных школ; Привлечение к управлению школами частным инвесторов
Федеральная целевая программа развития образования на годы Федеральная целевая программа развития образования на годы
I.Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации II.Обоснование целесообразности решения проблемы программно- целевым методом III.Предварительный анализ итогов реализации Федеральной целевой программы развития образования на годы с учетом результатов проекта "Образование" IV.Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно- целевого метода V.Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы VI.Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно- целевым методом VII.Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам на вариантной основе Концепция ФЦПРО (содержание) Концепция ФЦПРО (содержание)
VIII.Предложения по объемам и источникам финансирования Программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе IX.Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы X.Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы XI.Предложения по государственным заказчикам - разработчикам Программы XII.Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе XIII.Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы XIV.Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы Концепция ФЦПРО (содержание) Концепция ФЦПРО (содержание)
I.ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ II.МЕТОДИКА СБОРА ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ И РАСЧЕТА ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ Методические подходы к определению целевых индикаторов федеральной целевой программы развития образования на гг. Методические подходы к определению целевых показателей федеральной целевой программы развития образования на гг. Базовые значения показателей, рассчитанные на основе методов экспертной оценки III.ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ IV.ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ V.ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ ФЦПРО (Приложения) ФЦПРО (Приложения)
модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ Цель и задачи ФЦПРО
Из федерального бюджета Объем финансирования ФЦПРО Объем финансирования ФЦПРО ,2 млрд. рублей За счет средств бюджетов субъектов РФ 67 млрд. рублей За счет внебюджетных источников 16,6 млрд. рублей
Этапы ФЦПРО этап: гг. 2 этап: гг. формирование стратегических проектов развития образования для реализации субъектами РФ, ОУ при федеральной поддержке Результат: Получение устойчивых моделей преобразований для дальнейшего массового преобразований для дальнейшего массового внедрения, оценка их результативности, сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов, социально-экономических условий завершение стратегических проектов, обеспечение последовательных изменений в образовании на всей территории РФ Результат: Массовое внедрение всех утверждённых по итогам выполнения первого этапа ФЦПРО успешных моделей и механизмов, наличие новой инфраструктуры в образовательной среде
Для решения задачи будут проведены мероприятия: ЗАДАЧА: модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития достижение во всех субъектах РФ стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей
ЗАДАЧА: приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда Для решения задачи будут проведены мероприятия: разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов РФ поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов распространение во всех субъектах РФ современных проектов энергосбережения в образовательных учреждениях улучшение материально-технической базы сферы профессионального образования
ЗАДАЧА: развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг Для решения задачи будут проведены мероприятия: обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов создание единой информационной системы сферы образования создание условий для развития гос. и общ. оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ
п/п Показатели Единица измерения Базовое значение (2010 год) 2011 год 2012 год2013 год2014 год Конечное значение (2015 год) 1. Уровень доступности образования, в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья. %6264,56871, Уровень соответствия образования современным стандартам. % Целевые индикаторы ФЦПРО Целевые индикаторы ФЦПРО